ВЫБИРАЙТЕ:

Архив
Форум
Чат
Рубрики: Отчеты; Вид похода: Пеший; Район: Хамар-Дабан; Продолжительность: Два-три дня; Дата публикации: 30/11/2011

Вылазка на пик Порожистый по реке Бабха

Автор текста: Ники
Фотографии: Djek и Ники

Обсудить статью на форуме

Еще не видели это фото? Вот с этой гранитный плиты выловил щуку

Еще не читали эту статью?
Покатушка на Харбей

Отпуск начался задолго до оного беготней по магазинам, бешеными тратами и нервными сборами на паровоз в три часа ночи. Далее было три дня паровозной качки, гора разгаданных и не очень кроссвордов, болтовня соседей по купе... и бурная ночь приветствий по приезду в Иркутск.

Утром решили заглянуть в прогноз. Изначально думали поехать на пик через три дня, но ссылка на погоду планы переменила кардинально: обещали через три дня похолодание - и мы срочным образом побежали по магазинам закупаться в путь...

Учитывая, что родственники нас не видели почти год, сборы завершились далеко за полночь, а будильник не войдя в наше положение прозвонил в 7 утра, гад... Спросонья собиралась как последний тормоз (спала-то менее 4 часов), вылетели на электричку уже минут за 20 до нее. И вот тут-то пришла гениальная мысль вызвать такси! Главное вспомнить вовремя! В итоге даже с учетом такси, которое пришло очень быстро, мы чуть не опоздали на единственную утреннюю электричку до Слюдянки. Но все обошлось.

Вылазка на пик Порожистый по реке Бабха (1)

И вот мы уже в Слюдянке. Закупились минералкой и пошли на маршрутку до Бабхи. С маршруткой повезло - большая. Один рюкзак вошел в багажник, второй поставили в проходе по салону и он даже не мешал выходить и входить пассажирам. Ехали минут 40... итого уже около 2 часов дня мы были на Бабхе, готовые к старту.

Вылазка на пик Порожистый по реке Бабха (2)

Свернув на тропу с моста уже минут через 20 цивилизацию совсем стало не слышно и ничто не мешало наслаждаться единением с природой (кроме тяжеленного рюкзака за спиной и постоянного, хотя и не очень крутого подъема в гору). Ориентировались на координаты Гукова, соответственно и все привязки старались делать относительно его координатных точек.

Начало маршрута считаем с моста через Бабху 22.09.11, 14:00. Через 20 мин пересекли первую ЛЭП. Еще минут через 10 пообедали на огромном поваленном тополе диаметром наверно больше метра, я на него еле залезла, с рюкзаком вообще бы не залезла.

Вылазка на пик Порожистый по реке Бабха (3)

Очень пригодилась картошечка и гигантские пельмени из дома, жаль, что котлетки не взяли - они бы тоже очень пригодились.

Еще минут через 10 пересекли вторую ЛЭП. 30 мин - и мы привалились на полянке, тут можно было бы поставить лагерь, места под палатку хватит. Вот тут пошли в дело сухофрукты, типа кураги, чернослива и т.п. Удивил изюм - слонячих размеров, и чернослив - на упаковке крупно выведено "чОрнослив".

Тропа здесь имеет небольшой, но постоянный уклон с набором высоты, идти достаточно просто и легко. Вдоль тропы по левую руку течет Бабха, красивая, умеренно бурная и жутко холодная река. Тропа петляет между деревьев, то выходя на берег, то удаляясь вглубь леса. Птички поют, листья осенние уже изрядно опавшие шуршат под ногами, вода шумит - лепота! Следующий привал сделали просто на тропе через 45 мин, никаких полянок не предвиделось, решили, что пора отдохнуть. Жуем курагу, чорнослив, слонячий изюм. Здесь мы встретили пару, идущую в том же направлении, перемолвились парой приветствий, пожелали друг другу удачного восхождения и проводили их взглядом... Вот тут-то мне совершенно расхотелось идти дальше...

Вылазка на пик Порожистый по реке Бабха (4)

Наши попутчики метров через 20 от нашего привала перестали идти вперед, они пошли строго вверх. Вверх, и не просто перелезли через дерево или камень, а метров на 10 по отвесной стене поднялись вверх, а внизу-то хороший обрывчик... Что-то промелькнула мысль о желании вернуться домой, но Джек сказал "только вперед" - и привал внезапно закончился. В общем-то, этот участок оказался нормальным, со стороны было смотреть жутковато (а вот спуск по нему же был явно очковым, коленки все время срывались в дрожь и хотели подкоситься, и глаза еще дополняя общую картину, подло разглядывали обрыв в реку...)

Далее тропа все с тем же упорным подъемом периодически переходила в прижимы, обрывы, кратковременные подъемы и спуски, идти стало сложнее, но не намного. Через 40 мин мы вышли на слияние ручья Поперечного (по которому нам предстояло идти) с Бабхой. Здесь просторная поляна для нескольких палаток (и на другом берегу тоже есть такая же), хороший вид, прекрасный подход к воде и четкое ощущение, что лафа кончилась и пойдет сложная тропа. Зажевали курагу, чорнослив, слонячий изюм, разбавили их фундуком. Ночь не ждет - снова в путь!

Вылазка на пик Порожистый по реке Бабха (5)

Переправа жутковатая: длиннющее узкое бревно через бурную реку, укачивающую своим потоком, есть натянутый добрыми людьми шнур, но как-то он не очень совпадает с траекторией движения ног, и, тем не менее, с ним проще идти. Далее тропа стала явно круче, но открытое где-то заранее второе дыхание здорово выручало. Скорость передвижения резко упала, солнце срочно решило сесть за горизонт, и весь вопрос стоял примерно так: успеем ли мы дойти засветло до поляны указанной в описании Гукова? Судя по описанию, спуск занял у них 30 мин, мы дошли до указанной поляны за 45 мин. Последние сто метров отличились вертикальным подъемом "на четырех" от русла ручья. Времени около 19:30. Засветло успели построить дом, найти дрова и растопить очаг, натаскать воды с того самого вертикального подъема, чтоб на завтрак хватило, а вот все остальное уже при свете фар делали. Итого: за сегодня 200 минут ходового времени, 3 раза поели, изжевали кучу кураги, чорнослива, слонячего изюма.

Подъем в 7 утра... встали еле-еле в 8, но это ОГРОМНЫЙ прорыв - раньше мы раскачивались только к 11 часам. Стартовали около 11 утра. По описанию ребята затратили 40 мин на спуск до нашей поляны от предыдущей, но на деле оказалось, что дальше ориентироваться по их записям будет сложно (в их описании время указано только для спуска) - и, выдохнувшись до предела через 45 мин и набора высоты около 200 м, мы сделали привал с традиционной уже курагой, чорносливом и слонячим изюмом, тщательно их пережевывая.

Вылазка на пик Порожистый по реке Бабха (6)

Через 55 мин мы вышли-таки на контрольную поляну, где встретили вчерашних наших попутчиков. Оказалось, что они на пик и не думали идти, а шли сюда с единственной целью - набрать некоторые лекарственные травы, жутко полезные для здоровья, если знать как, где их собирать и как употреблять для лечения и профилактики. Угостили нас чаем горячим (что было очень кстати). Мы их угостили курагой, чорносливом и слонячим изюмом, уже ставшими практически ритуальными. В завершение взаимных приветствий они угостили нас настойкой золотого корня - безумно вкусная вещь, полезная и бодрящая - сразу захотелось бежать вперед в гору Джеку, а мне, конечно же, не захотелось - но пришлось. За ближайшей кочкой обнаружили кусты жимолости, почти засохшей, но очень вкусной. Объели - и поспешили дальше.

Через 75 мин мы вышли в цирк. Здесь мы сварили обед и пока его уничтожали, прикидывали, куда успеем подняться и по какой траектории. Тут вдруг обнаружилось что компас, который сейчас бы пригодился, был забыт дома, и это было гораздо печальнее забытого поджопника, без которого оказывается даже не присесть, где хочется. Пришлось ориентироваться по солнцу. Быстро сворачиваемся (солнце робко намекает, что собирается закатиться), прячем рюкзаки в ближайших кустах и налегке идем на перевал Порожистый.

Вылазка на пик Порожистый по реке Бабха (7)

В запасе у нас было 3 часа для набора высоты 500 м спуск обратно и если успеем, то еще на что-нибудь. Наивные...

Поначалу бежали очень даже резво - рюкзаков нет, идешь, цветочки разглядываешь, птичек слушаешь. Тропа от цирка сначала просматривается неплохо, но периодически теряется в двух руслах ручья, туров здесь нет, но ориентироваться можно - все равно деваться особо некуда, идти-то вверх. Но в скором времени лафа резко обрывается и начинается крутой подъем по курумнику и турами, с дырами меж камней и всеми прелестями данной тропы. Надо сказать, что курумник здесь достаточно крупный, периодически очень крупный. Мы планировали подняться на соседний с Порожистым перевал, потом перебраться через небольшую горку до нужного нам, а потом там решить, что делать дальше. Раньше середины подъема туры стали редки и трудновидимы за большими валунами. Ко всему прочему тропа раздвоилась - и мы, конечно, же пошли по второстепенной, неизвестно куда ведущей тропе. Наши туры через некоторое время совсем кончились, и мы зависли посреди подъема (обратно-то возвращаться уже не хочется). Примерно на этом уровне, наш путь усложнил уже не тающий в горах снег. Слава Богу, что его было немного, но и этого хватало, чтобы ноги соскальзывали с камней норовя угодить в расщелину, или сорваться вниз по склону.

Вылазка на пик Порожистый по реке Бабха (8)

Вылазка на пик Порожистый по реке Бабха (12)

На нашу удачу ранее нас в этих местах прошел какой-то человек с собакой - мы решили, что он наверно знает куда идти, и принялись отыскивать его следы на снегу (мы ведь все еще висим на расстоянии от тропы). Следов не нашли и рванули наперерез его предполагаемой траектории через огромные валуны непроходимого курумника запорошенного снегом. Скоро мы вышли на его тропу и нашли наши потерянные туры. Жизнь стала легче, а вот тропа сложнее. Следы нашего виртуального попутчика превратились в лед, солнце неустанно садилось, а склон становился все круче и круче. Поднимаясь вверх стало ясно, что тропа наша совсем отклонилась от заданной траектории, но корректировать ее уже не было ни сил, ни времени.

Вылазка на пик Порожистый по реке Бабха (10)

Вылазка на пик Порожистый по реке Бабха (11)

Где-то в процессе мы сделали привал прямо посреди снегов. И пришли к выводу, что либо мы через полчаса будем наверху, либо придется спускаться ни с чем. Эта идея очень расстроила Джека, но солнце нас не ждало, а подъем в условиях темноты стал бы очень и очень экстремальным спуском. Перевал появился внезапно. Узкая полоска перевала разделяет вид нашего распадка с выходом к Байкалу от бескрайних далей вершин величественного Хамар-Дабана. Внизу у склона за перевалом раскинулось небольшое, но прекрасное Мертвое озеро. К большому сожалению, к нему мы уже не успевали спуститься, ровно как, и подняться на пик Порожистый. Джек воодушевленно собирал кусты в поисках более и более красивых и вдохновляющих видов, а я мирно отдыхала на камушке, стараясь не потерять равновесия. Джек попытался поймать сотовую сеть, прикидываясь антенной, но видимо антенна получилась не очень хорошая.

Вылазка на пик Порожистый по реке Бабха (9)

Вылазка на пик Порожистый по реке Бабха (13)

Вылазка на пик Порожистый по реке Бабха (14)

Далее все развивалось стремительно - я кубаремна пятой точке скатилась с первого и самого дурацкого участка метров 20-30, и побежала дальше по склону (ну, в смысле поползла, стараясь не разложиться на льду, снеге и курумнике). Джек дофотографировал виды и стремительно догонял. Солнце уже закатилось, и на пятки наступала непроглядная тьма. В общем-то, повезло, мы прошли участок ледниковый еще без фонарей, а ниже можно и на ощупь - почти что безопасно (особенно, если учесть что у нас были фонари). Дальше все было как в сказке: бегом до рюкзаков, и еще быстрее до следующей поляны, там, где ночевали наши попутчики и оставили целую гору дров и уютную поляну для ночлега. Около 10 вечера мы разбили лагерь, приготовили ужин, погрелись у костра и даже умудрились сохранить все продукты в целости от мышки, которая полвечера порывалась их стащить.

Вылазка на пик Порожистый по реке Бабха (15)

Утро началось внезапно. Было холодно, серо и совсем неприветливо. Старт был намечен на 9-10 часов утра... само собой мы встали в 8, долго мерзли, а в условиях невыспанности и несогреванности сборы тянулись долго. В итоге мы стартовали только в 11, с большим отставанием от заданного расписания, и соответственно со всеми шансами не успеть на единственную электричку.

События развивались быстро. Мы буквально реактивно бежали по всем этим горкам, по которым вчера еле ползли. Все привалы мы сократили до предела. С места ночевки последней до переправы через ручей Поперечный мы добрались за 80 мин с кратковременным перекусом курагой, чорносливом и слонячим изюмом, занявшим 10 мин. Этот отрезок пути осложнен буреломными участками: крупные и не очень деревья, поваленные поперек тропы, ветки, кустарники, - их, конечно, можно обойти, и тропа там уже протоптана новая, но она не всегда ровная и прогулочная. Это добавляет походу дополнительную романтику: перелазить через стволы, путаясь в ветках и цепляясь за сучки.

По пути мы нашли рядом с тропой молот для сбивания шишек с кедров и, конечно же, решили сбить пару шишек на сувенир. Шишки видимо уже кто-то до нас сбил, но развлечься удалось на славу. На переправе мы покурили 15 мин, не забыли и курагу c чорносливом, и не долго думая, стартовали до слияния - 35 мин. Кстати, пока мы бежали до следующего привала удалось-таки добыть сувениров таежных: нерадивые белки (или кто там в этих лесах охотник до кедровых орешков?) периодически роняют шишки на землю, вот их-то мы и набрали - целых 3 штуки! (Одна правда не очень целая, но шишкой от этого быть не перестала).

Вылазка на пик Порожистый по реке Бабха (16)

Слияние порадовало перекусом: на этот раз были курага чорнослив и слонячий изюм. Желающие покурили и минут через 15 мы уже бежали дальше. Надо сказать, что такой темп передвижения значительно увеличивает пройденную траекторию за то же время, но с другой стороны изматывает до предела - организм не то, что не успевает отдохнуть, он даже не успевает сообразить, что вообще-то надо этим заняться. Что мы выяснили, так это то, что менее 15 мин отдыхать вообще не получается: за это время успеваешь только снять рюкзак, выкурить сигарету, достать из рюкзака бутылку воды и сделать пару глотков, потом собрать рюкзак и лететь дальше. Следующие 40 минут показали, что если не переобуться и не проветрить ножки на привале, то дальнейшая пробежка может окончиться досрочно внеплановой ночевкой у подножия Хамар-Дабана. Это само собой удлинило очаровательный перекус и дало насладиться неповторимым вкусом внезапно взявшейся из ниоткуда кураги, чорнослива и изюма. А некоторые личности выкурили аж две сигареты! Этот привал нас добил - больше пакетики с сухофтуктами не появлялись их рюкзака: тошнило от одного воспоминания о них.

Далее через 45 минут мы привалились практически без сил где-то посреди тропы, в местах, куда не доходят лучи солнца, где никогда не просыхает сырость, где... просто дальше идти не было никаких сил. Пара песен из веселенького американского мьюзикла, который никто не знает как называется, и стрелка часов, неумолимо приближающаяся к контрольной отметке, вынудили вновь одеть рюкзаки и стартовать к шоссе, которое было буквально в километре впереди. Тропа становилась более цивилизованной, трава более пыльной, а на деревьях появились отметки голубой краской, так заботливо нарисованные добрыми людьми для нерадивых туристов.

Вылазка на пик Порожистый по реке Бабха (17)

Еще 45 минут - и мы пересекли шоссе. Далее судя по карте и GPS'у, если идти строго прямо через лес, то выйдешь на остановку электрички. Мы так и сделали: через 10 минут мы были на железной дороге... ни остановки, ни людей, ни одной живой души... кроме наших двух! Логика подсказала в какой стороне надо искать нужное место (и подозрительная бабка, которая выматерилась сначала на меня, а потом послала в нужном направлении... ) До остановки мы шли еще 20 минут. Вообще мы бы не пошли сюда и автостопнули бы маршрутку на шоссе, если б знали, что тут такая подстава с картой. В следующий раз так и сделаем - 20 минут пересчитывать шпалы это не романтика.

Вылазка на пик Порожистый по реке Бабха (18)

Дальше было все как в сказке: электричка пришла вовремя. На вокзале, когда пересадка в другую электричку была, купили пару копченых омулей (горячих и ароматных). Компотик из лесных ягод дополнил пейзаж. И полтора часа мы наслаждались стуком колес и отсутствием необходимости куда-то бежать. За две остановки до нужной нам мы решили скоротать время за просмотром фотографий из нашего похода: слышу сквозь туман - "следующая остановка уже не ваша, двери закрываются" - ТУДЫ ЕГО! Вырвалось непроизвольно. Это ж наша остановка! Хватаем все что можно в зубы и вываливаем в тамбур - а там еще и платформы нет... Сваливаемся как попало со ступенек - электричка отбывает - мы погружаемся во тьму...

Оказалось, что я когда брала билеты, сказала название как раз следующей станции (по привычке), поэтому Джек ее и караулил, а я нужную чуть не проспала - просто здесь нас встречали на машине, а там пришлось бы идти пешком. Поржали в темноте, нашли на ощупь фонарики, посветили случайному прохожему на крутом спуске с железнодорожного полотна и пошли искать свою машину. Ожидая, что на этом наши приключения закончатся, и, наконец, начнется непринужденный отдых на даче с шашлыками, песнями и... мы ошиблись. Оказалось, что (исключительно из добрых побуждений) родственники решили починить лампу (ну чтобы светлее было), и нечаянно убили все электричество на даче. Причем, ладно бы вышибло автомат или сгорела бы розетка, но нет! Это слишком банально... Вырубило все на высоооооком столбе еще до нашего участка. И вместе со светом и печка, и чайник, и (самое печальное) душ с обогревателем. Зато шашлыки удались на славу вместе с домашней настоечкой и вином! (хорошо, что для костра не нужны эти цивилизованные ухищрения).

По прибытии домой оказалось, что в первую ночь к утру было 2 градуса холода, а во вторую чуть теплее, а вот в ночь нашего возвращения температура резко упала и дальше продолжала падать, и в воздухе должны были быть снежные осадки - видимо нам повезло.

Вылазка на пик Порожистый по реке Бабха (19)

Итог похода таков: около 12300 м длина траектории в одну сторону, около 1300 м набор высоты, 480 руб транспортных расходов на двоих, 15 руб расписание электричек, 200 руб копченый омуль (ням-ням), плюс траты на продукты на три дня автономного существования, много позитивных эмоций, хороших и отличных фотоснимков, три добытых кедровых шишки, ходовое время до цирка 370 минут, подъем до перевала налегке - 165 минут, спуск с него же до цирка 75 минут, спуск до электрички 320 минут.

Схема маршрута:

Взята с сайта Гукова

Сайт туристов Самары и Самарской области
© 2000 - 2018 При использовании материалов сайта ссылка на www.TrumanOutdoor.ru обязательна!