Для начала - немного истории.
В середине сороковых годов прошлого века на Полярном Урале в верховьях реки Харбей было открыто молибденовое месторождение. С освоением запасов родины в те годы тянуть не любили, и вскоре был организован рудник, который мог гордиться не токма причитающимися штольнями и вертикальными стволами шахт, но и обогатительной фабрикой. При руднике был построен рабочий посёлок "Харбей", акромя пекарни и бани имеющий школу и детский сад. Была проложена линия электропередачи из г. Воркуты и автогужевая (слово-то какое) дорога до пос. Полярный, что на 110 км Лабытнангской ж.д. ветки. В лучших традициях того времени имели и зону, да собственно, и находился рудник в ведении весьма уважаемого МВД СССР.
И жить бы руднику, да молибденовый концентрат наживать. Но, видимо, в стане Советов молибден кроме тов. Сталина никому не нужен оказался, поскольку после ухода вождя народов в мир иной рудник законсервировали. К настоящему времени почти все строения посёлка полностью разрушены, былой размах человеческой деятельности плохо читается под зарослью кустов, а вот дорога, километров под 60 общей длиной, осталась.
Собственно о дороге этой и разговор.
По Уралу я успел походить немало, на той самой дороге уж был не раз, и всякий раз мой организм недоумевал: почему под ним нет велосипеда. В конце августа этого года у меня неожиданно организовалось три выходных, и грех было не потратить их на исправление старого недоумения по поводу Харбея и велосипеда.
Стартовал я с посёлка Полярного. Со своих лучших времён тот сильно захирел. И на данный момент мёртвыми глазницами пустых домов созерцает живописные склоны гор. Постоянно живет бригада путейцев. Вернулись в посёлок и геологи, но размах уж далеко не тот. При желании можно было найти, где переночевать и в посёлке, но я предпочёл километрах в десяти поставить палатку. И скататься до рудника и обратно налегке за один день.
От Полярного дорога уходит замечательной отсыпкой. На ручье Развильном, это же место боле известно как "старая буровая", сильно теряет в качестве. Надо думать, это и есть та "историческая дорога" без современных подсыпок. От реки Пайпудына до реки Харбей пришлось выкрутить парочку муторных подъёмов метров по 150-200 набора высоты. На всём протяжении паводками размыты почти все переходы через ручьи. Разрушены все мосты. Имеются и каменистые спуски. Но без этих бонусов была бы скучна для горного велосипеда, и в целом очень хороша. О чём и фотографии.
Остановка 110км, поселок "Полярный".
Первые километры пути.
Живописные лиственничные перелески гостеприимной р.Бол Пайпудына.
Переходы через ручьи явно не справляются с паводковым расходом воды, приятно разнообразя езду.
Та самая "старая буровая".
Один из объездов разрушенного перехода через ручей.
Отворот вездеходки к горе Понпельиз.
Очередной разрушенный переход.
Долина ручья Золотошор.
Старый мост через р.Золотошор.
Справа на склоне видны старые опоры ЛЭП до Харбейского рудника.
Водораздел р.Дорожного и р.Харбей.
Останки моста через реку Харбей.
Просторная долина реки Харбей.
Первым на руднике встречает хорошо сохранившееся здание подстанции.
Одно из строений рабочего посёлка, к сожалению почти все каркасно-засыпные дома полностью разрушены.
Лагерь геологов на территории рудника, виден копёр бывшей шахты "Разведочная" и бурты породы.
Останки обогатительной фабрики, когда-то бывшей гордостью рудника. До рубежа веков были живы все пять зданий. Была видна смазка и остатки краски на оборудовании внутри здания. Ныне стоит только строение с печами.
Груда металла - в прошлом оборудовние фабрики.
Лебёдка наклонного бремсберга обогатительной фабрики.
Опоры узкоколейки.
Река Харбей.
Утро в лиственничном лесу.
Горы широко расступаются перед слиянием рек Большая и Малая Папудына.
Брод через изрядно обмелевшую реку Малая Пайпудына.
Река Малая Пайпудына.
Конь устал.
Впереди долина реки Собь, вдоль неё и идет Лабытнангская железнодорожная ветка.
Пустующие дома когда-то многолюдного поселка "Полярный".
База геологов в поселке "Полярный".
Железнодорожная ветка "Чум-Лабытнанги", ост.110км.