ВЫБИРАЙТЕ:

Архив
Форум
Чат
Рубрики: Отчеты; Вид похода: Пеший; Район: Южный Урал; Продолжительность: Два-три дня; Дата публикации: 14/01/2004

Поход на Иремель

11 - 18 августа 2003 года

Участники:
Валерий Б. (Тольятти)
Надежда А. (Самара)
Truman (Самара)

Обсудить на форуме

Еще не видели это фото? Точный выход на мыс по азимуту

Еще не читали эту статью?
Корабли Truman-а

Карты:
Карта 1. пос.Тюлюк - Большой Иремель - Николаевка (170K)
Карта 2. дорога из Николаевки - пос.Тирлян (100K)
Прошу прощения за неважное качество карт - старался чтобы они были как можно меньше по размеру.

Примечания - сразу, пока не забыл:
1) В отчет я стараюсь заносить все, что было в записной книжке и что удалось вспомнить. Возможны как излишние подробности, так и пробелы в описании событий.
2) Жили мы по Самарскому времени (Московское время плюс один час). Так что если в тексте рядом с обозначением времени нет специальных указаний - это самарское время. А местное время - это Московское время плюс два часа.

11 августа
С утра еще была не полная ясность - идем мы на Южный Урал или нет. У Валерыча были проблемы на работе - могли не отпустить. Поэтому я занимался всякими мелкими делами - докупал продукты, потом шил парус для байдарки. Периодически смотрел почту - не придет ли весточка от Валеры. Звонил Наде иногда. Мучился сомнениями и неопределенностью...

Днем все встало на свои места - Валерыч кое-как отпросился с работы, мы с Надей поехали на вокзал, взяли там купейные билеты (плацкартных не было) на поезд №228 Адлер-Красноярск до станции Вязовая, который отправлялся от Самары в 19:09 по Московскому времени. Вскоре к нам присоединился Валера.

Потом нам подали поезд: Валера с Надей сели в одно купе, а я в был в ссылке в другом купе. Вышли, сфотографировались напоследок у нашего вагона с цифрой "16".

Потом Валерыч спросил меня, взял ли я компас. Сначала я ответил "да"... Но потом подумал и решил, что не помню, как я клал компас в рюкзак. И этот вопрос - взял я компас или нет - мучил меня до утра.

12 августа
Переселился с утра в купе к Наде и Валере, позавтракали. Я полез в рюкзак и там нашел компас - наконец-то успокоился. Поезд проезжал мимо мелкой но довольно бурной речки - Сим. Я первый раз видел реку такого типа - мелкую, быструю, каменистую. И наконец-то из окошка стали видны горы.

Приехали на станцию Вязовая примерно в 7:30 по Московскому времени, с некоторым опозданием. Автобус на Катав-Ивановск, на котором мы планировали попасть в Юрюзань, отправлялся не от самого вокзала, а метрах в 50 от него - надо было подняться немного вверх по дороге. Этот самый автобус отправлялся в 10:45 местного времени - но он был битком забит, и мы поехали на следующем автобусе, который шел в город Трехгорный.

Доехали на этом автобусе до развилки - в одну сторону шла дорога на Юрюзань, в другую - на Трехгорный. Автобус на Юрюзань ушел прямо перед носом. Но вскоре подошла Газель, на которой мы добрались прямо до Юрюзанского автовокзала.

Автобус до Тюлюка отправлялся в 17:45 местного времени. У нас оставалось еще куча времени. Не знали чем заняться. Купили на рынке арбуз и съели его. Пили пиво "Уральский мастер". Переложили рюкзаки - утяжелили мой, в основном за счет консервов, так как мой рюкзак не слишком объемный - 75 литров. Гуляли по Юрюзани, любовались окрестностями.

Валера с Надей путем опроса местных жителей нашли столовую. Столовая "Виктория", улица Советская - 100, недалеко от пересечения с улицей Зайцева. Примерно там же расположен и рынок. В этой столовой можно неплохо пообедать - рекомендуем. Мы там пообедали и нисколько об этом не пожалели.

Наконец-то подошел автобус - честно говоря уже надоело ожидание. Автобус был небольшой, а народу много. Было довольно тесно. Автобус прошел мимо Трехгорного - закрытого города за колючей проволокой. В Меседе - одном из населенных пунктов на пути движения автобуса - сошло много народа - даже сидячие места освободились, чем мы и воспользовались. Присели. Поговорили с местной жительницей из Тюлюка.

В 18:20 Самарского времени приехали в Тюлюк, посмотрели на Малый Иремель, который был хорошо виден. Пошли по дороге вдоль быстрого ручья, который назывался так же как и поселок - Тюлюк. Затем пересекли по мостику ручей Карагайку - приток Тюлюка. Набрали воды, пошли дальше, вверх.

По обочинам росла малина. Периодически срывали ягоды, которые еще не успели сорвать те, кто шел по этой дороге до нас.

Через некоторое время стал греметь гром... Потом пошел дождь. Почему-то мы не сразу надели дождевики - сначала видимо надеялись, что дождь кончится. Достали дождевики, когда уже промокли.

Дождь все-таки скоро прекратился... Или скорее почти прекратился. Периодически с неба что-то капало. Вышли на развилку - основная дорога шла на восток, а небольшая сначала прямо, на юг, но метров через 100 она поворачивала на запад в полном соответствии с картой - я ходил на разведку, проверял. То, что дорога соответствует карте нас очень обрадовало. Пошли правильным путем - на восток. Этот поворот был помечен тряпочкой на ветке. Вообще за время нашего пути мы видели очень много тряпочек, ленточек и тому подобных указателей на ветках и деревьях. Но не всегда было понятно, какую дорогу они обозначают.

Остановились на ночлег там, где относительно хорошая дорога заканчивалась и начиналась тропа. Там судя по всему люди останавливаются довольно часто - в наличие имелось костровище и куча пустых консервных банок. Сразу видно, что здесь останавливались довольно часто люди с не такими высокими как у нас моральными принципами - мы-то весь несгораемый мусор уносим с собой.

Валера ставил палатку, я занимался костром - такое у нас было разделение труда весь наш поход.

Ели вечером картофельное пюре с маслом и колбасой. Пюре из пакета, которое просто надо перемешать с горячей водой. На пакете было написано шесть порций - хотя на самом деле там было достаточное количество пюре разве что на троих.

В этот же наш первый вечер у меня перегорела лампочка в моем фонарике - "Жучке". Обидно. Перед выходом подумал о том чтобы взять запасную лампочку... Но не взял.

Выпили за успешное начало похода...

На небе видели три или четыре звезды - подумали, что может проясниться и будет хорошая погода на следующий день.

13 августа

Под утро шел дождь. Проснулись 8:15, дождя уже не было. Но дул сильный ветер. Вытащили сушить вещи - дождь начался. И так было все утро - дождь то начинался, то опять прекращался... Хотя если он и шел, то не сильно - и на том спасибо.

На завтрак у нас были макароны с маслом и колбасой. Пили кофе со сгущеным молоком. И вода у нас кончилась практически полностью... До обеда надо было обязательно найти где-нибудь воду.

Видели группу из трех человек, идущих в сторону Иремеля, и группу людей идущих со стороны Иремеля. Те которые шли с Иремеля были в гнусном и мрачном настроении. И девушка, которая с ними была, гнусно и мрачно кинула в нашу сторону слова, чтобы мы мусор не оставляли. Нашла кому говорить. Нам, которые тащат весь неуничтожаемый мусор с собой, считая что пустая консервная банка все равно намного легче чем полная!!! Лучше бы они за собой последили...

Посмотрел на термометр... Не зря же я его взял? Температура +20.

Вышли в 11:25. Дождя не было. Да и когда пошли, погода стала заметно улучшаться. Шли по дороге, которая медленно и неуклонно поднималась вверх. Вскоре вышли на поляну, на которой валялось много мусора и прочих следов человеческой жизнедеятельности (видимо это поляна испортила настроение идущей вниз группе). Эта поляна упоминалась в описании которым мы пользовались - после нее начинался еловый лес. И судя по всему здесь проходит граница Челябинской области и Башкирии.

После поляны по лесу идет узенькая тропинка. Буквально метров через двадцать она раздваивается. Такое впечатление что тропинка направо ведет вниз... Поэтому мы пошли по той тропинке которая идет налево и немного вверх.

Шли по лесу. Тропинка делала замысловатые петли вокруг упавших елей. Судя по карте скоро должен быть ручей, которого мы ждали с нетерпением... Но его все не было.

И вдруг лес расступился... Мы увидели склон, заваленный огромными каменными глыбами... "Курумник" - вспомнилось слово из описаний Уральских гор. Неужели дошли до Большого Иремеля? Хотя карта тогда не совсем понятно показывала окружающую местность... Неподалеку Валерыч наконец-то обнаружил ручей... Напились воды.

Тут мы увидели опять тех трех человек - женщину и двух мужчин - которых мы видели утром. Пообщались с ними - они были из Ханты-Мансийска и Кургана, а один из них недавно был на Солнечной поляне - в наших родных Жигулевских горах. А сейчас они только что спустились со склона. И этот склон оказался склоном Малого Иремеля, а не Большого. А до Большого еще идти и идти... Показания карты сразу стали понятны. Конечно надо еще попрактиковаться в работе с картами. А мы-то надеялись залезть на Большой Иремель в первой половине дня! Эх, мечты мечты... Но вообще это место хорошо для стоянок - здесь текут несколько ручейков и есть достаточно большие полянки.

Решили подняться на Малый Иремель. Оставили Надю внизу, отдыхать, а мы с Валерычем поскакали по камням наверх. Подъем начали в 13:00 примерно...Курумник вещь достаточно утомительная, должен я сказать. На вершине мы обнаружили скалистый гребень... Залезли на него примерно в 13:35. Огляделись. Панорама захватывающая. Виден Большой Иремель, Жеребчик, поселок Тюлюк... В дымке кажется был виден Ямантау... Но тут уже можем ошибаться. Как мы поняли, мы находились не на самой высокой точке Малого Иремеля, а на вершине 1393,1, а основная вершина 1449,4 находится восточнее.

От окружающих видов захватывало дух... Такого я еще не видел - с Жигулескими горами не сравнить. Мне еще не приходилось бывать на такой высоте. Конечно, дух захватывало еще и от сильного ветра... Так и кажется, что того и гляди сдует с гребня.

На склонах кое-где росла брусника и покореженные ветром ели. На одном из камней сидело несколько человек - как позже оказалось это были екатеринбуржцы.

Начали спуск в 13:45. Спустились обратно не совсем туда откуда вышли... Надо было получше запомнить место выхода. Вот тоже вроде мелочь... Но в условиях однообразного пейзажа, при достаточно большом перепаде высот это надо учитывать.

Поблуждали немного по лесу... Туда-сюда... Но в 14:30 все-таки к Наде вернулись. Посидели немного, потом прошли немножко по тропинке и в 15:00 остановились на обед. Поставили кипятится воду, умылись в ручье, вымыли посуду... Дорвались в общем до воды. Пообедали лапшой "Александра и Софья", чай пили... Съели банку рыбных консервов, уж не помню каких. Банку я сплющил камнем в лепешку, чтобы меньше места занимала, и положил себе в рюкзак - весь мусор уносим с собой. Да здравствует экология! Набрали воды с собой в дорогу - вроде бы до следующего утра не должны были встретить воду.

В 17:00 собрались выходить. Видели троих человек (на этот раз одного мужчину и двух женщин) из Екатеринбурга, это их мы видели на склоне горы... Поговорили с ними. И пошли дальше. По лесу, по тропинке, постепенно поднимаясь наверх.

Видели еще других троих екатеринбуржцев (или свердловцев), спускающихся нам навстречу. Они нас предупредили, чтобы мы прятали вещи, потому что какой-то "Васька" украл у кого-то рюкзак, у кого-то банку варенья, а у них украл ботинки. Еще они сказали что на Иремеле стоит лагерь самарских экологов. Чуть позже банка варенья навела нас на мысль что мифический "Вася" это на самом деле Карлсон. Реет над Южным Уралом и ворует варенье... Ну и все остальное что под руку попадется.

Уже практически у подножия Большого Иремеля видели троих челябинцев. Они сфотографировали нас на фоне Малого Иремеля - нашей мыльницей и своим фотоаппаратом с супернавороченным каким-то объективом. Обещали прислать фотку - взяли у меня eMail. Потом Челябинцы прошли еще немного и начали искать воду (так как у них запасов воды не было), а мы пошли дальше.

Дальше тропа выходила к камням. Можно было бы начать подъем на Иремель отсюда, но мы решили облегчить себе задачу, потому что по сведениям, полученным от Челябинцев, восходить на Иремель лучше со стороны седловины между Большим Иремелем и Жеребчиком.

Вернулись обратно, к кустам. Там нашли тропинку, которая как раз шла в нужном нам направлении - в обход курумника, в сторону седловины. Видимо, эта тропинка ответвлялась от той по которой мы пришли... Но мы не обратили внимания на это ответвление.

Пошли по тропинке к седловине. Справа, из елочных зарослей периодически слышался смех - может быть это и были самарские экологи? Но подходить туда мы не стали. Потом еще видели группу, судя по всему школьников, с руководителем - детско-юношеский турклуб из Миасса. Спросили как лучше подниматься на Иремель, а также про ягоды, которые я только что съел, съедобны ли они? Оказалось что ягоды съедобные и называются черника. Ну в общем-то мы так и предполагали.

Добрались до седловины - Надя опять оставили отдыхать с рюкзаками а мы с Валерычем полезли покорять Большой Иремель. Склон здесь был такой же - каменные глыбы - как по которому мы поднимались утром, только более удобный для подъема и более короткий. На склоне тоже попадалась брусника, только ее было мало и она была недозрелая.

Сама вершина Большого Иремеля (1582,3 м по моей карте) выглядела не так интересно, как та вершина на которой мы были днем. Здесь просто была огромная плоская площадка. В ознаменование победы над самой высокой целью нашего путешествия сыграл на блокфлейте "Город золотой". Посмотрели закат и окрестные горы. Примерно на северо-восточной стороне площадки - хотя я могу ошибаться что это именно северо-восточная сторона - есть небольшое скальное возвышение. Видимо это и есть самая высокая точка Большого Иремеля. Следов человеского посещения в этом месте очень много. Там стоит шест на который чего только не намотано, вплоть до женского нижнего белья. Стоит там также закрытая железная коробочка с кучей записок. Я даже просмотрел эти записки - но eMail'ов ни на одной из них не было. Свою записку мы тоже туда положили - вроде бы уж раз есть место куда класть то отчего бы не положить. Около скалы стоит синий щит с надписью гласящей, что это Большой Иремель - памятник природы. Интересная была подпись - общество друзей горы Иремель, город Тольятти. Валерычев родной город. И адресок: e-mail.lynx@infopac.ru. Надо будет написать что ли...

Спустились вниз, к Наде. Пошли спускаться по тропинке с седловины дальше на юг, и остановились ночевать на границе леса. На ужин была гречневая каша с маслом и колбасой.

14 августа
Встали в 7 часов утра. Наде что-то нездоровилось - кашляла. На камне рядом с нашем лагерем разглядели красную полустершуюся надпись "База СОБР". Позавтракали макаронами.

Облегчил Надин рюкзак за счет перекладывания некоторых продуктов в мой рюкзак, хотя она и не хотела их отдавать, сама хотела все нести.

Осмотрели окружающую местность - посмотрели на хребет Бакты и место где должно быть урочище Верхняя Арша.

10:15 - вышли. И буквально через 2-3 минуты после выхода увидели ручеек прямо около тропы. А мы-то вчера и сегодня утром экономили воду, чая не могли вдоволь напиться! На карте причем этот ручеек обозначен не был. Если получится здесь побывать в следующий раз - будем иметь в виду наличие воды на этом склоне.

Через некоторое время тропа пошла по сухому руслу ручья, которые возможно течет здесь весной или после дождей. И примерно через 40 минут неторопливого хода после выхода из нашего лагеря мы подошли ко вполне полноводному ручью с отличным местом для стоянки.

Дальше тропинка пересекала еще несколько ручейков, не обозначенных на карте. Навстречу попалась группа молодежи, три парня и две девушки, кажется из Тирляна. Когда они узнали что Валера из Тольятти, спросили, не из общества ли мы друзей Иремеля? Мы честно сказали что нет. Хотя врагами Иремеля мы тоже не являемся.

Потом нам повстречалась группа примерно из шести человек, разного пола и возраста, которые вышли из леса, как мне показалось, шеренгой - как фашисты, прочесывающие лес. Они были разных населенных пунктов - Уфа, Тирлян, Челябинск, Магнитогорск. Спросили у них про избу которая должна была быть дальше на нашем пути. Они нам сказали что рядом с этой избой есть родник - везет нам сегодня на родники, не то что вчера.

Дошли до избы, сели пить чай. У Нади болит горло. Избушками представляет собой сруб с крышей. Внутри избы имеется лежанка и железная печка... Не знаю как точно назвать эту печку, но в голове возникло слово "буржуйка". В общем, если что, в этой избушке можно и переночевать. За избушкой действительно был родник.

Дальше от избы пошла такая дорога, что при желании можно было бы проехать на машине. Дошли до ручья Синяк, перешли его по камушкам. В том месте, где сливаются Синяк и Тыгын, остановились на обед. Искупались - глубина в этом месте больше чем по пояс. Рыбки щиплют за ноги.

На обед была опять лапша б/п, сыр, консервы - карась в томатном соусе, пили чай... А я кажется пил кофе. Надя от еды отказалась.

В который раз убедился что на Урале дрова горят лучше чем в Жигулях. Котелок закипает мгновенно.

Мошкара на нас напала... Прилетает такая мошка - бегает-бегает, потом кусает и улетает. Остается после них только капелька крови на коже.

Потом переходили речку вброд - пришлось разуваться. После брода, судя по карте, должна была быть изба, но ее не было. Наверно сгорела.

Пошли дальше примерно вдоль Тыгына. Видели ржавый знак-указатель, на котором можно было разобрать слово "Иремель". Возможно рядом с ним был второй неразборчивый ржавый знак - записи в дневнике у меня не очень понятные на этом месте и допускают разное толкование, а я уже точно не помню. Вскоре опять пришлось переходить вброд ручей Большой Авняр, с которым слился Тыгын. После этого брода нас опять обогнала группа местной молодежи, которых мы уже видели утром неподалеку от Большого Иремеля. На этот раз они были с мотоциклами. После этого брода тоже был ржавый какой-то ржавый знак в форме квадрата. А еще там лежали бревна - видимо здесь производились лесозаготовки.

Вдоль дорог попадалось довольно много грибов - маслят. Надя не выдержала и стала их собирать, хотя поесть их так и не пришлось.

Я умудрился вступить в грязь - подумал что это твердое место, а это оказалась глубокая грязевая лужа. Правый кроссовок и штанина в густой грязи. Выглядят очень оригинально.

Вышли на лесозаготовительную дорогу которая ведет на юг. Видели рабочих-лесозаготовителей и машину из 51 региона рядом с ними. Спросили их, как далеко до Николаевки - они ответили что три-четыре километра.

С дороги был виден вдалеке Большой Иремель. Не верилось, что еще утром мы были на его склоне.

Наконец-то показалась Николаевка. Уже был вечер, надо было вставать на ночлег. Но вот где вставать - было неясно. Сходил на разведку туда, где на карте обозначен был ручей Большой Авняр - нашел там заросли крапивы и какое-то болото. Ручья видно не было. Пошли к деревне и встали в зарослях на берегу Малого Авняра, прямо рядом с деревней. Место было довольно неприятное, заболоченное. Ели гороховую кашу, на этот раз с тушенкой. Надя от еды опять отказалась.

Не очень далеко от нашего лагеря горел костер, иногда даже были слышны разговоры и смех. А по лугу ходили представители местной фауны - кажется лошади. От них исходил постоянный таинственный звон - видимо что-то звенящее висело на их шеях.

15 августа
Я проснулся в 6:45. Валерыч немного раньше. Утро было туманным. Пока кипятили воду в котелке, к нам из деревни вброд через ручей перешли две собаки - большая пушистая и поменьше - не такая пушистая Та которая побольше уселась рядом с нами и стала глядеть на нас умоляющим взором. Надя не выдержала и пошла кормить собак. А я был против подобного расточительства продуктов.

Мы с Валерой доели вчерашнюю гороховую кашу. Надя на этот раз от еды не отказалась - съела полпакета макарон б/п, а вторую половину отдала собакам.

Потом к нам при шло стадо телят. Пытались их накормить собранными вчера маслятами, но телята грибы есть не стали.

Вышли в 10:00. По мостику вошли в Николаевку и свернули налево, на юго-восток.

Прошли через село. Оно мне показалось очень чистым. Прошли администрацию и отделение почтовой связи, начальную школу и федьдшерский пункт, лесничество с деревянным идолом медведя, сельский клуб.

В руках я нес пакет с пустыми смятыми - "расколбашенными" - консервными банками. Я озирался по сторонам надеясь увидеть какую-нибудь емкость для мусора... Но мы увидели только бак с надписью "Пож.емкость"... А мусорного ничего так и не встретилось. И когда Николаевка кончилась, я положил пакет с консервными банками обратно в рюкзак.

Оглянулись на Большой Иремель - он явно возвышается над окрестными горами.

Подошли к развилке, где одна из дорог уходила на северо-восток, к Махмутово. Около этой развилки стоит беседка с двумя лавками - сначала мы подумали что это колодец. Прошли еще немного по асфальтовой дороге, а там где асфальт свернул к югу пошли по дороге вдоль телеграфных столбов. Местные жители - двое мужчин - вышедшие из леса подтвердили нам что это прямая дорога на Тирлян. Дорога эта для машин видимо не подходит - разве что для телег лошадьми запряженных и туристов.

Пошли по этой дороге. Сначала она шла в горку. Потом относительно горизонтально. Увидели человека который косил сено. Он сказал нам что где-то тут поблизости есть родник, но мы его уже прошли.

Перешли ручей Черный - даже разуваться не пришлось, переход удобный. Вот написано у меня в дневнике что удобный - а почему удобный не написано.. И не помню уже. Может быть там бревна лежали... Или камни... Не знаю... Набрали воды в бутылку на всякий случай. И напились.

Дошли до следующего ручья, который на карте был обозначен как ручей Половинный. Опять удачно перешли его. Пили воду и умылись. Надя правда умылась прямо там где через этот ручей переезжают машины. Видимо поэтому ее вода пахла бензином. А чуть повыше дороги вода очень чистая.

Решили набрать воду для обеда в следующем ручье - Приютском. Но этот ручей как раз оказался грязным и больше похожим на болото. Сбоку от брода были видны старые деревянные мостки через ручей.

Обедали среди нескольких сосен - дорога, по которой тут видимо ездят в основном на сенокос, шла и справа и слева от нас. Видели двух женщин, одного мужика и одну собаку, которые шли за малиной. Дым от нашего костра они сначала приняли за пожар. Они сказали что малины мало - видимо кто-то уже собрал. Потом мимо нас проехал мужик на мотоцикле, а потом мужик на телеге, груженой сеном. Движение здесь было достаточно оживленным.

Занялся очисткой штанины от засохшей вчерашней грязи - почти отчистил.

Костер мы делали в яме. Погасили его, закрыли дерном и скрыли место своего привала.

Пошли дальше. В поле увидели одинокую березку и под ней небольшой памятник. На памятнике табличка: "Потапов Николай Васильевич. Погиб 24 мая 1979 года".

Перешли русло пересохшего ручья. Не доходя до другого такого же пересохшего русла, на карте обозначенного как ручей Разливной, остановились передохнуть.

А незадолго до этого нам в голову пришла идея - дойти до реки Белой и попытаться построить плот. И на этом плоту сплавиться до Белорецка. Эта бредовая идея нам с Валерой очень понравилась - мы обсуждали как плот будем делать, что в его конструкции применим... Как ночью плыть будем. Надя осталась к этому предприятию равнодушной.

Свернули к реке Белой. И в 18:10 вышли на ее берега... Глубина реки оказалась очень небольшой - местами наверно не более полуметра. Поэтому решили что сплав на плоту будет невозможен. Может быть это было и к лучшему - неизвестно сколько бы мы провозились с постройкой плота... При нашем-то минимальном опыте. И если бы мы его построили неизвестно, успели бы мы добраться до Белорецка.

Искупались в реке Белой - там были и довольно глубокие места, а не только мели. Опять пошел небольшой дождь - но как только мы дождевики надели, он кончился.

На ужин ели гречку с тушенкой. Отметили последнюю походную ночевку. Валера долго объяснял преимущества рейсовых автобусов перед газелями. Считаем поход завершенным... Дальше остается только осмотр достопримечательностей городов и поселков.

В 23:20 провел наблюдения за температурой воздуха. Было +12.

16 августа
Под утро снова шел дождь. Проснулись после 8 часов утра. Выспались. Опять купались в Белой. В воде видели много мелких рыбок, крупных не видел. От нечего делать разглядывал этих рыб - они с продольной темной полосой по бокам, а сверху крапчатые, как аквариумные сомики. Когда заходишь в воду, они начинают кусать за ноги.

На другом берегу Белой кто-то неуклюже, с шумом, ходил в кустах. Я сначала понадеялся что это медведь. Давно хотел увидеть медведя в естественных условиях, только не слишком близко конечно. Но это оказалось всего лишь корова.

Позавтракали не помню чем. Вышли в 12:40. Пошли в Тирлян. В Тирляне спросили. как дойти до автобусной остановки, нам объяснили - надо переходить мост через речку Тирлян. Или же можно перейти по дамбе. По дороге встретились магазины "Надежда", "Аист", клуб, около клуба стоят памятники Ленину и памяти героев Великой отечественной и Гражданской войн. Потом прошли мимо школы и около школы увидели невзрачное здание кассы автовокзала. На автовокзале увидел железное мусорное корыто. В него я наконец-то выбросил 9 пустых "расколбашенных" консервных банок, первую из которых я тащил от Малого Иремеля.

Расписание автобусов которое мы там увидели (Время местное):

Белорецк
7-10, 10-10, 13-20, 16-20, 19-10
Верхняя Арша
14-55 (кроме Вт, Чт)
Верхняя Арша - Белорецк
18-00 (кроме Вт, Чт)

На автобус 16:20 в Белорецк мы успевали. Но прежде чем мы купили билет, нас предложили подвезти на машине. По дороге хозяева машины, два парня, потихоньку, чтобы мы не слышали, переговаривались о том что у них кончается бензин, а денег на бензин у них видимо не было. Они решали между собой кто из них скажет нам, чтобы мы заплатили деньги заранее. Но до Белорецка мы добрались благополучно, на заправочной станции мы отдали им деньги, они заправились, а затем они подвезли нас прямо до железнодорожного вокзала, который в Белорецке находится довольно далеко от автовокзала. По инициативе Нади доплатили водителям еще, сверх тех денег, о которых мы договаривались. Очень уж удачно они нас подвезли.

Купили билет до Уфы на поезд Сибай-Уфа. Оставили рюкзаки у кассирши, и поехали на 102 автобусе в город. Зашли в кафе, пообедали, потом пошли гулять по Белорецку. Город показался нам чистым, а люди приветливыми.

На автобусной остановке разговаривали с подвыпившими местными жителями. Один из них говорил что был на Ямантау, два дня туда шел. В Тюлюке нам тоже говоили про Ямантау - видимо многие туда ходят. Не такое уж там страшно закрытое секретное место. Один из тех, с кем мы разговаривали угостил нас вишней.

Дождались поезда. Постельное белье я решил не брать - у меня же был спальный мешок. Не предавать же его.

17 августа
Подъезжаем к Уфе. Переехали мост через реку Белая, здесь она гораздо шире, чем у Тирляна.

Сдали вещи в камеру хранения. Пошли гулять по Уфе. В первую очередь мне бросились в глаза стремные трамваи с каким-то рулем на крыше. Сильно хотели есть, но по дороге нам не встречались точки общепита работающие в столь раннее время. Чуть позже мы обнаружили что в Уфе традиция - если на вывеске написано что заведение открывается в 9, то на самом деле оно открывается в 10 или в лучшем случае в 9-30. А если даже оно и открылось, то скорее всего еды там нет.

Поэтому купили в магазине узбекскую лепешку, сосиски и по бутылке пива "Седой Урал". Сели на камушек - глыбу бетона - на улице Зенцова, и позавтракали как бомжи.

Потом посмотрели памятник Салавату Юлаеву. А потом я вдруг почувствовал что неудержимо хочу спать. Расстелил куртку на траве, лег на нее и заснул. Прямо в центре Уфы. Валера тоже вскоере улегся спать. А Надя не захотела спать в таких условиях. Она говорила нам, что доблестная Уфимская милиция ходила рядом, смотрели на нас, но ничего плохого нам не сделала. Наверно сразу было понятно что здесь спят уставшие доблестные покорители Большого Иремеля.

Потом опять гуляли по Уфе... Обедали в кафе. В этом кафе видели как один мужик уронил на пол кучу порций еды. Обнаружил, что потерял жетон от камеры хранения - наверно он выпал пока я спал на траве.

Сделали фотографии. В Уфе они гораздо дешевле, чем в Самаре.

На вокзале мне отдали рюкзак после досмотра его содержимого с помощью двух милиционеров и уплаты штрафа в размере 64 рублей плюс 5% - жетон-то я потерял.

Сели в поезд... И поехали домой.

18 августа
Приехали в Самару рано утром. Валера и Надя сразу же сели на электричку на Жигулевское море - им домой удобно было ехать как раз на электричке.

А я пошел пешком по просыпающемуся городу. Пешком - чтобы достойно завершить поход.

А через несколько дней я ушел в Жигулевскую кругосветку.

Партнеры: По теме сколько стоит имплант зуба в нижнем новгороде karmenmed.ru/implantaciya-zubov. -
Сайт туристов Самары и Самарской области
© 2000 - 2018 При использовании материалов сайта ссылка на www.TrumanOutdoor.ru обязательна!