ВЫБИРАЙТЕ:

Архив
Форум
Чат
Рубрики: Отчеты; Вид похода: Пеший; Район: Южный Урал; Продолжительность: Два-три дня; Дата публикации: 16/04/2017

Поход по Иремельской подкове

10 - 13 июня 2016 года

Автор основного текста: Truman
Комментарии (курсив): Tanya

Обсудить статью на форуме

Еще не видели это фото? Вид на перевал со стороны дол. р. Уллуусенчи

Еще не читали эту статью?
В недрах Хамар-Дабана

Давно хотел пройти по массиву горы Иремель, посетить Жеребчик, на котором ни разу не был, и пройти по гребню Сукташа. В июньские праздники 2016 года эта мечта наконец-то осуществилась. Вообще-то я не очень люблю такие короткие поездки, когда число ночевок в палатке равно или меньше числу ночевок в поезде - не успеваешь толком отдохнуть от поездки, и втянуться в походный ритм - но тут решили сделать исключение. Хотелось побывать в горно-таежном районе перед большим походом, намеченным на август, проверить себя и снаряжение.

Итак, собрались мы с Таней, и поехали.

Никогда не была на Урале и это был мой первый пеший поход за пределами Самарской области. Незабываемые впечатления и очень повезло с погодой.

10 июня

Садимся на поезд 478 Адлер-Челябинск, который уходит в 14:45... Вот только я не записал по местному времени, или по московскому? День на самом деле рабочий, по дороге пришлось пообщаться по телефону по разным рабочим вопросам.

Поехали... О поездке записей практически нет.

Вечером спросили проводницу, будет ли утром горячая вода в кипятильнике, ведь мы приезжаем на Вязовую очень рано утром. Проводница пообещала нам принести чайник.

Я помню только, что очень хотелось уехать. Я очень люблю такие поездки на поезде (только когда они не очень долгие: вспоминается Иркутск), когда уезжаешь, чтобы сменить обстановку и узнать и увидеть что-то новое.

11 июня

Действительно, проводница принесла нам чайник, и мы позавтракали и попили кофе в цивилизованных условиях. Собрались, и в 5:20 местного времени высадились на хорошо знакомой (по крайней мере, одному из нас) платформе Вязовая.

Такси нас уже ждет. Заказывали мы его накануне вечером. Я обзвонил несколько такси города Трехгорный - цена примерно была одинакова - 1500 рублей - дороговато. Но куда деваться.

И в 6:30 мы уже в Тюлюке!

Идем по утреннему Тюлюку, вдыхаем уральскую свежесть.

Прошли мимо домика фирмы, которая занимается поездками на Иремель. Думали - надо или нет платить за вход? Ведь теперь Иремель находится на территории национального парка. Видимо, надо. Но где-то дальше. А тут - всё спокойно. Только объявления об организации доставки.

Удивило количество палаток, машин, автобусов... Очень большое количество. Воспользовавшись длинными выходными, на Иремель устремились целые полчища народа.

Да, машин и автобусов было много, также как и людей, но они еще спали. Приехали действительно мы рано. Зато много чего успели.

Перешли речку Карагайку, и остановились минут на 20, чтобы переодеться, переложить рюкзаки, и вообще, приобрести походный вид. Это мы успешно осуществили, хотя немного мешали комары, которые начали нас ощутимо покусывать.

Дальше по дороге следил за сотовой связью - ведь на обратном пути нам надо будет вызывать такси. Мегафон пропал примерно через километр после перехода Карагайки, Теле2 еще держался, потом и он исчез.

На этом участке пути нас постоянно обгоняли микро- и не очень микро- автобусы. Везли тех, кто хотел посетить Иремель.

В 8:20 мы были на развилке - дорога в сторону Иремеля, и просека в сторону Карагайки. Сделали здесь небольшой перерыв, отойдя чуть-чуть по просеке. А автобусы проезжали дальше по дороге - на обратном пути, в последний день похода, мы увидели, докуда они едут.

Мы пошли по просеке, вдоль которой на значительном участке тек ручей - приток Карагайки. Решили запомнить этот факт - возможно, тут встанем лагерем на обратном пути.

Там, где просека пересекает Карагайку, и меняет направление с западного на южное - расположился большой, и, похоже, стационарный лагерь. Людей там почти не было видно. Перекинулись "добрым утром" только с одним человеком. Что за лагерь - экспедиция? Организаторы походов? - мы так и не узнали.

Карагайка

Переправились по камням через Карагайку, и пошли дальше по просеке в южном направлении, которое, это самое направление, упиралось, судя по карте, прямо в Жеребчик. Ручей здесь тоже тек вдоль просеки, хотя скорее всего, это были остатки весеннего изобилия, и летом он пересохнет. Неподалеку от истока ручья мы остановились на второй завтрак, который продолжался у нас с 9:20 до 9:45. Для обеда рановато... Хотя я сейчас думаю, надо было все-таки пообедать, пока была вода. Ведь, как позже оказалось, до воды мы доберемся только к вечеру. Перекусили бутербродами, огурцами, печеньем. Комары нам создавали некоторые трудности. В опустевшую бутылку набрали воды из ручья, и направились дальше.

Завтрак в накомарнике

Просека постепенно перешла в тропу, которая была хорошо видна, и довела нас до края курумов, где мы опять сделали привал с 10:30 до 10:45. Наконец-то появились виды, можно было рассмотреть окрестности. Увидели, что на склонах гор кое-где еще остались снежники.

Жеребчик все ближе и ближе

Поднимаемся по курумам. Тяжеловато с рюкзаками, а Таня вообще идет по курумам первый раз, не торопимся.

Подъем по куруму

Было необычно ходить по таким камням. Всё время боялась упасть, но пример Ромы заставлял меня двигаться вперед.

В 11:30 выходим наверх. Оставляем рюкзаки под большим скальным останцем, и идем к Жеребчику, до которого всего несколько сотен метров.

И конечно, когда мы забрались на Жеребчик, оказалось, что мы забрались не совсем на него, а на горку рядом с ним, которая чуть-чуть пониже. Как всегда. Потратили еще немного времени, и все-таки на Жеребчик мы попали. Вершина его представляет собой острый пик, с которого открывается вид во все стороны.

На вершине Жеребчика

Посмотрели вокруг, и на наш дальнейший путь по плато на Большой Иремель, и на сам Иремельский "кабан", и на снежники на его склонах. Ветрено, но солнечно, и довольно тепло.

Вид с Жеребчика

Туда, на Большой Иремель, нам предстоит идти

В 12:30 мы вернулись к рюкзакам, перекусили козинаками, и в 12:45 пошли по седловине в сторону Иремеля по молодому лесу. Кое-где приходилось обходить упавшие деревья, но их было не так уж и много, и шлось довольно легко.

В 13:30 мы вышли из леса, и устроили пятнадцатиминутный привал. Здесь мы увидели остатки костра, кто-то уже отдыхал на этом месте. Хотя нам показалось странным, костер был, а где вода? Или она была у них с собой, или может быть, когда разводили костер, здесь был еще снег. Дальше наш путь должен проходить по горной тундре, и конечно, желательно было где-то найти воду, чтобы пообедать. Но, похоже, с водой на седловине напряженка и в начале лета.

Цветет горная тундра

13:45 - 14:50 - идем по тундре, и выходим к подножью Большого Иремеля. Вообще мы должны были по генеральному плану искать воду и обедать, но до ближайшей воды надо идти, и самое главное, терять высоту. А Иремель - вот он, рядом... И мы решили поступиться принципами, отказаться от обеда, и после посещения Иремеля сразу искать место вечернего лагеря.

Горнотундровое плато у Большого Иремеля

Тут не безлюдье, как на Жеребчике. По тундре бродят люди. Мы припрятали рюкзаки в не очень-то больших еловых кустах, надеясь, что никто не будет специально идти их воровать, да и вообще, что люди, которые сейчас тут ходят, скорее всего, хорошие. Допили почти всю воду, оставив чуть-чуть на поиски лагеря, взяли с собой "ключи, деньги и документы", и в 15:20 пошли наверх.

Наверху - просто столпотворение. Представители разных сект, течений и направлений, среди которых обычные походники как-то даже затерялись, наводняли плоскую вершину Иремеля. Похоже, в это время там одновременно была пара сотен человек или даже больше. Без преувеличения! Удручающе... Кто-то медитирует, кто-то проповедует. А мы хотели просто сфотографироваться на самой высокой точке. Еле уловили момент, когда там будет поменьше народа, но все равно, одним на фотографии нам получиться не удалось.

На вершине Большого Иремеля

На Иремеле мы почувствовали сильный-сильный ветер, который снизу не ощущали. И много разных людей... Мы побродили, посмотрели виды со всех сторон. Поднимались и спускались мы не там, где шло массовое движение, и это было интересно. Мне кажется, наш путь был проще.

Погуляли еще немного по вершинному плато.

На Большом Иремеле

Потом спустились, и в 16:25 вернулись к нашим рюкзакам, на которые, к счастью, никто не покушался, а в 16:30 пошли искать место лагеря.

Мы увидели, что в том районе, где стоял наш лагерь в 2006 году, сейчас было очень много палаток. Стоять в толпе не хотелось, хотя мы на всякий случай и рассматривали вариант стоять в сторонке, а за водой ходить к людям, благо у нас была с собой складная канистра. Но это, конечно, запасной вариант, и пока мы решили встать на том месте, где стоял наш лагерь в другой раз, в 2007 году. Надеемся, что там народа будет меньше. По прямой до него от того места, где мы прятали рюкзаки, было полтора километра, а с учетом огибания горы - наверно, километра два.

Прошли мимо большого снежника, по которому многие желающие катались, как со снежной горки. Мы кататься не стали, наверно, устали. Но не отказали себе в фотографиях.

Таня на снежнике под Иремелем

Снег) Так необычно было видеть его в июне...

Ну и Рома тоже: на снежнике

Место лагеря мы нашли без проблем, у меня были сохранены координаты этой точки. Хотя встать мы решили не совсем там, а неподалеку, рядом с довольно большим, еще не растаявшим сугробом.

Тут будет лагерь заложЁн!

И народа там действительно не было. Практически не было. Встретили еще одну пару настоящих туристов из Ижевска, которым, похоже, тоже не хотелось стоять в шуме и гаме.

Но как оказалось, я совсем не помню, где мы тогда брали воду. Вообще никаких воспоминаний. Обычно я хотя бы примерно помню, как выглядит "водопой". Делаю вывод, что по воду тогда я сам не ходил. Надеюсь, что не бездельничал, а хотя бы пилил-колол дрова. Обошли окрестности, встретили только небольшое углубление с водой.

Но, к счастью, те наши коллеги-туристы, которых мы повстречали на этом месте, тоже знали, что где-то здесь есть вода, и искали ее. В поисках они были удачливее, и показали нам, как пройти к довольно большому ручью, на котором была устроена запруда из камней с водостоком, чтобы было удобнее набирать воду.

Теперь у нас все есть. Поставили лагерь, сварили на первом в этом походе костре кашу с одной банкой тушенки (вообще планировалось использовать половину, вторая половина осталась с неудавшегося обеда) и легли спать.

К концу дня мы очень устали. Дул ветер, недалеко были видны остатки снежника. И приятные воспоминания от увиденного в течение дня.

12 июня

Ночью было холодновато - все-таки довольно большая высота, 1288 метров.

Медленно просыпались с 6:45 до 7:00, выползли из палатки, развели костер, заварили кашу из четырех злаков... Собрали лагерь и в 9:05 вышли.

К 9:50 по основной тропе на Иремель спустились к тому месту, где идет тропка на Малый Иремель. Ориентир - русло уже почти пересохшего ручья. Конечно, еще вопрос, как бы не перепутать с другими похожими руслами, если нет координат... Но координаты у нас были. Тропа идет по тому берегу пересыхающего ручья, который ниже по склону. Тут же стоит знак, что здесь разрешенное место лагеря - такие знаки потом попадались еще несколько раз на тропе. И стояла палатка. Сделали здесь небольшой привальчик, и в 10:00 пошли к Малому Иремелю.

Навстречу нам бодро прошагала очень спортивная группа туристов, и люди нам потом долго уже не попадались. Здесь, можно сказать, безлюдье, по сравнению с Большим Иремелем.

Тропа очень хорошо заметна, идется легко, и к 10:30 мы были уже у подножия Малого Иремеля. Как обычно, оставили рюкзаки под горной елочкой, и пошли наверх. Наверху - ветер, и довольно холодно, гораздо холоднее, чем вчера.

На вершине Малого Иремеля

На небе тучи, но воздух довольно прозрачный. Видно далеко, но Большой Иремель на время скрывался от нас в облаке. И здесь - ощущение дикости природы, никого вокруг не видно.

Большой Иремель скрылся в облаке

На вершине мы прочитали записку туристов из города Челябинска, которые шли поход 2 к.с. под руководством Гимранова Раиса, и были здесь 22 мая. Записку положили обратно - решили, что у нас не такой серьезный поход, чтобы писать свою.

Вид на вершину 1406 и Сукташ с Малого Иремеля

Вид на тундровое плато с Малого Иремеля

К 11:20 мы вернулись к рюкзакам, и пошли практически напрямую, уже без всяких тропинок, через плато, к вершине 1406. Вдалеке мы видели двух человек, гуляющих в этих же краях. Так что все-таки тут не полное безлюдье.

В 11:35, всего через 15 минут после того, как отошли от подножья Малого Иремеля, уже положили рюкзаки у подножия горы 1406, съели козинак, и запили его ромашковым чаем, который налили утром в бутылку.

Цветёт толокнянка

В 11:55 - двинулись на вершину 1406. Там наверху ничего особенно нового не увидели - плато, останцы, только ракурс немного другой. Но зато поглядели на Большой Иремель, Малый Иремель и Сукташ со стороны.

Большой Иремель с высоты 1406

Сукташ с высоты 1406

Осмотрелись вокруг, сфотографировались и вернулись к рюкзакам. Передохнули минут пять, и в 12:40 направились обратно, к основной тропе на Иремель.

На тропе народа было уже очень много. Кто-то спрашивал у нас путь, и мы даже смогли подсказать, где свернуть на Малый Иремель. Неожиданно встретили группу Антона Иванчина из Самары, которого я раньше лично не знал, только видел на фотографиях у знакомых.

В 13:45 встали на обед, отойдя немного в сторону от тропы. Сварили суп, потом упаковали рюкзаки, припрятали их хорошенько - тут ведь уже многолюдно - и пошли на Сукташ. Точное время на этот раз не записал. Но наверно, на обед ушло часа полтора.

Вверх поднимались по крупному, довольно сложному куруму. Прошлись вдоль гребня, заглядывая иногда "на ту сторону", где дул сильный ветер, и где далеко внизу был виден поселок Тюлюк.

Большой Иремель и снежники на склоне, вид с гребня горы Сукташ

Жеребчик, вид с гребня Сукташа

Путь вдоль гребня оказался не самым простым, иногда даже пришлось приходилось обходить самые крутые участки.

Скалы на гребне горы Сукташ

Но обходить по колючим кустам - тоже не самое веселое занятие, но куда деваться.

Снежник на Сукташе

На самой высокой точке гребня стоит очень внушительный скальный останец с отвесными стенками. На него не полезли, скалолазание в программу похода не входило, сфотографировались рядом.

У останца на скальном гребне Сукташа

Дальше скалы заканчивались, и спуск оказался неожиданно легким - по тундре, потом по легко проходимому лесу.

Дальше скалы заканчиваются

Цветочек

Очень скоро вышли на тропу, и в 17:45 вернулись к рюкзакам.

Все, программа выполнена. Теперь - возвращаемся. 18:00 - идем вниз.

Больше всего меня поражала растительность, которую до этого я видела только по книгам. Видела чернику, бруснику, толокнянку, с которыми много работала в высушенном виде, но никогда не трогала вживую. Повстречала родиолу розовую.

И, конечно, запомнились курумы, которые уже к концу второго дня стали уже привычными компонентами пути.

Так как все интересное было уже позади, записи вести перестал. Пишу дальше по памяти.

Через некоторое время подошли к точке, где недавно - ну как недавно, почти 10 лет назад - у нас был небольшой привал, и Валерий рассказывал нам, что здесь тропа делится на "верхнюю" и "нижнюю". А теперь тут стоят несколько больших срубовых изб и суетится много народа. До сюда довозили автобусы тех, кто хотел зайти на Иремель. И видимо, здесь брали плату за вход. А может, и не брали. Мы не стали выяснять правила посещения.

По дороге, наезженной автомобилями и автобусами, опять дошли до просеки на Карагайке, и встали лагерем у ручейка, который мы приметили вчера утром.

Ручей, на котором мы стояли в последнюю ночевку

Натягиваем тент, так как небо напрягалось, пыталось выжать тучи и полить нас дождиком... Но дождя практически не было, упало несколько капель, и все.

Костер, ужин - и спать...

13 июня

Подъем, завтрак, сборы лагеря... Отошли, вернулись за забытыми вещами, и все, теперь домой.

Забытыми..) Хорошо, что они оказались забытыми в рюкзаке)

Просека, пока она еще не стала дорогой

Ещё один цветочек

Идем по дороге. Параллельно с нами идет очень много народа, которые тоже возвращаются.

Когда показался Тюлюк, позвонили водителю, который мог бы нас подвезти. Но сегодня он, оказывается, был занят. Стали искать, кто бы еще смог бы нас подбросить. Сначала опрос был неудачный, но в магазине у продавщицы мы узнали телефон водителя из Юрюзани, который их часто и недорого подвозит.

Позвонили ему, пообещав обязательно подождать. Он взял с нас 1200 р. Как оказалось, это очень дорого. Сказал, звоните мне в следующий раз, довезу за 800.

Водитель также удивлялся, как много народа поехало в эти июньские празники на Иремель - "никогда такого не было...". Разрекламировали достопримечательность.

Довез нас до станции Вязовой, где мы перед поездом успели даже искупаться, а точнее, только окунуться в реку Юрюзань... И уехали домой.

Что обидно, телефон водителя я потерял. Не получится в следующий раз за 800 рублей доехать :-(

Карта нашего похода

Сайт туристов Самары и Самарской области
© 2000 - 2018 При использовании материалов сайта ссылка на www.TrumanOutdoor.ru обязательна!