ВЫБИРАЙТЕ:

Архив
Форум
Чат
Рубрики: Отчеты; Вид похода: Пеший; Район: Самарская область; Продолжительность: Два-три дня; Дата публикации: 03/03/2006

Как мы в Жигули ходили

Автор: Серега Апостол

Обсудить статью на форуме

Еще не видели это фото? Четвертое озеро

Еще не читали эту статью?
Полярный Урал, ноябрь 2010

Действующие лица:
Я (Серега Апостол)
Попс (Леша)
Ольга

Давно я хотел сходить в Жигули, но не получалось. То времени нет, то лень, то друзья упрутся, как бараны и т. д. Однако в 2003 мы запланировали большой недельный поход по Луке от Ширяева до реки Усы. Дело было в начале июля, т. е. погода способствовала. Вообще времена те быльем поросшие, но напишу... Тот маршрут был зверски обломлен детиной Попсом, который патологически боялся, что его не пустит в поход матушка и всячески тянул время. В конце концов, он сообщил ей, что идет с целой ЭКСПЕДИЦИЕЙ(!) в Жигули на несколько дней. Возмущаться было некогда, да и бессмысленно, посему я решил, что мы пойдем в Каменную Чашу, испить водицы из родника. Пообщавшись с топографической картой, решили идти туда НАПРЯМИК из Подгор. Идея была дебильная, как я потом расскажу.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Вот и настал день похода. Начало июля, народ на Груше, никого. Выхожу из дома, затем возвращаюсь (забыл деньги, документы, только голову не забыл), затем иду к Ольгиному подъезду, где мы договорились встретиться. Диво началось сразу. Во-первых, я забыл не только набрать воды, но и взять хотя бы тару для нее, ибо в Жигулях воды практически НЕТ. Во-вторых, попсов рюкзак был неподъемен: матушка напичкала его десятком банок тушенки и подобным на целый взвод. (экспедиция же!). Ну, это пока мелочи. Что же мы брали? Вот:

Водка (вроде литр)
Тушенка
Колбаса копченая (начала тухнуть уже вечером)
2 коврика-пенки
Палатка обыкновенная пятисотрублевая зубчаниновского производства кругообразная сломавшаяся на второй день
Котелок (неплохой)
Фляжка армейская (литровая)
Сигарет море
Вроде хлеб
Гречка
Остальное не помню
Попс оделся в камуфляж, а я кожаные штаны. Разумеется, они развалились.

Затем мы приехали на пристань Осипенко. До корабля было около часа, и я побежал искать по палаточным кабакам воду. Все эти летние кафе по причине раннего утра были закрыты, а в единственном открытом продавец кавказской национальности предложил набрать воды из шланга. Я скромно отказался.

Приплыл кораблик. Вроде "Москва". Народ набивался в него как в трамвай. Старухи-дачницы, художники, любители позагорать и мы, сидящие на открытой верхней палубе. Было прохладно и мы от скуки стали фотографировать друг друга. Кстати, если по уму все делать, то плыть в Подгоры нужно с пристани Поляна Фрунзе, так намного быстрее.

Само село находится в километре от Волги на берегу озера - старицы. Место живописное: разрушенная церковь, зеленые кручи гор, пряный запах лугов.

Как только мы сошли на берег, то сразу же ощутили вес рюкзаков. Ольга шла, как викинг, с щитом-палаткой на спине. Дошли до села по болотистой дороге. Ныне Подгоры больше напоминают дачный поселок, чем деревню. Пусто как-то. Зашли в местный сельмаг. Взяли воды, хлеба и пряников. Спросил продавщицу, где какая гора. Оказывается местные не знают их названия. "Горы они и есть горы". Узнали про близлежащий родник "св. Ильи" и направились в его поисках

Красоты начинаются сразу же после надписи: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК. ЗАПОВЕДНАЯ ЗОНА. Въезд запрещен и т. д. Сам "родник" это срубовой колодец над чахлым ручьем, вытекающим из небольшого озерка. Вода насыщена мотылем, т. е. личинками комаров. А воздух и ими самими. Ветла близ колодца обклеена иконами и наузами (тряпки такие, язычники вешают их на священные деревья и т. д.). Вокруг кострища. Место довольно загажено. Рядом со "святыней" стол для возлияний.

Набрали воды (вкусная) и идем далее. Начался поход. Дорога превращается сначала в тропу, затем в заросли крапивы. Подходим к избушке. Живут в ней видимо "лихие" люди, смотрят на вас и не откликаются на вопросы: "как пройти в...". А может и глухие. Ну, а мы вступаем в Лес с твердым намерением пройти напрямую и через несколько дней выйти в Каменной Чаше. Планировалось идти по компасу и карте вслепую через лесной океан.

Как только мы вступили в лес, наши лица и руки покрыли ковром комары. ("Москитол" не помогает! Только дома, и то, если закрыть все окна и щели.) Мы же выплевывая насекомых изо рта полезли на первую гору. Через три крутых горы на вершине последней мы упали ничком и затихли. На самом деле мы прошли по лесу около км, а устали уже как ломовые лошади. Стало ясно, что идти, таким образом, до Чаши глупость, чреватая разными вещами от заплутать до остаться без воды или же того и другого. Посему было решено двигаться до ближайшей луговой проплешины, там отдохнуть и найти выход.

Через некоторое время мы оказались, видимо, на горе Жареный Бугор, где и устроили стоянку под одиноким дубом. На открытом пространстве комаров заменяли слепни, палатку установили сначала на солнцепеке, после чего она превратилась в печь. Тут же стало ясно, что ванильные приторные пряники в походе по безводью последняя вещь, ибо вызывают сильную жажду. Решено было их принести жертву богам, т. е. сложить под деревом для разных зверьков.

Повалялись на приволье несколько часов и решили идти в Чашу по иному маршруту: от нас через горы по тускловыраженной в траве дороге в Ширяево, а оттуда по оврагу к роднику. Попс начал предлагать альтернативу: пойти к Волге, выпить там водку, а утром поплыть на корабле. Мы отказались от этой алкашеской затеи.

Вечером устроили еще один переход - поднялись на четыре километра в гору до поворота на березовую рощу. Под могучим дубом посреди степной луговины решено было заночевать. Благо что и дрова были рядом: сухие ветви дуба. Разожгли костер, стали ужинать. Чай, подтухшая колбаса (ее жарили на костре). Потом стали ругаться. Попс с Ольгой решили выпить немного, я же воспротивился, ибо утренний сушняк уничтожит и без того малые запасы воды (к тому времени оставалось около 2-х литров). Меня не послушали.

В эту ночь мы (кроме Леши) не спали. Причин много:

1. Холодно. Мы поехали без спальников, только две пенки и тонкое одеяло (экономия места)
2. Ночью собиралась гроза. Не ставьте палатку на открытом пространстве под одиноким деревом, ибо появляются мысли о том, как молния испепеляет ее вместе с содержимым.
3. Шум города даже на таком расстоянии.
4. Еще выли волки, но это плевать, у нас был топор и ножи.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Утром я встал злой. Дрова мокрые. Роса. Пошел гулять в березовую рощу. Много грибов. Никто не собирает, ибо далеко пешком, на машине не доедешь. К десяти утра все очухались от сна/бессонницы, и пошли по дороге на Ширяево. Встретился человек, баба на велосипеде. Сказала, что дороги все заросли и только местные могут пройти. А уж вы и не суйтесь. Мы сунулись. Начались живописные перелески. Много лекарственных трав, дикого лука, вообще трудно оголодать. Ягоды еще не поспели.

Вода неминуемо кончалась. Я злорадно напоминал, что не надо было пить, но история не знает сослагательного наклонения. Тропа же медленно исчезала. Постепенно вышли на плоскогорье, где и началась самая чащоба. На некоторых дорогах уже выросли высокие деревья, так что карты устарели. Пришлось становиться следопытом. Колея от дороги все равно остается. Друзья видимо не верили что я найду дорогу. Их можно понять, идти по бездорожному лесу. Но я все же нашел. Путь, как я уже говорил, представлял собой полузаросшую, а кое-где и заросшую лесную дорогу. Из водопоев попадались только кабаньи лужи, наполняемые дождем, где сии свиньи спасаются от комаров. Самих по счастью не встречали. Из достопримечательностей был замечен жук-рогач, а также волчьи и лосиные следы.

Постепенно вышли на "хорошую дорогу". Представляла собой трехметровую изжеванную в колдобины рытвину. Видимо проехал большой трактор, вроде К-700. по ней никто не ездит, если только зимой, поскольку летом легче идти по лесу чем по этой запекшийся грязи.

Вода кончилась, но через некоторое время начался спуск, и мы вышли в прекрасную долину, именуемую Ширяевским Оврагом. В близи располагалось само село, куда мы и отправились с Попсом, оставив Ольгу на земляничной поляне.

Село очень компактное. Тоже преимущественно дачи. Красивые горы. Пошли в магазин, который не чета подгорскому сельмагу. Продавщица сообщила, что до Каменной Чаши "очень далеко", а "родников и здесь навалом". Набрали воды в колонке, набрали по глупости пива (видимо нести было мало) и вернулись.

На карте нарисован ручеек, впадающий в Ширяевский Пруд. Не верь! В длинной полоске ветел посреди Долины воды нет. Есть небольшая лужа 2 на 2 метра полная жаб и гадюк. Но мы нашли тень. Я лег спать.

Вечером оказалось, что на берегу пруда есть "родник"- труба, вбитая в гору из которой сочится хорошая вода. Искусственный такой источник. Набрали воды, и пошли в сторону Чаши, стремясь максимально дальше пройти и найти место под ночлег. Прошли покосившийся столб со щитом: "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК. ПОСЕЩЕНИЕ ПЛАТНОЕ". И кому тут платить? Ответом было потрескивание кузнечиков.

На вершине одной из гор, где удобно осматривать местность находится лесничество. Туда тоже въезд запрещен. Ох уж эти военные секреты!

Мы ищем место, где не будет видно наш лагерь, т. е. костер. Доходим то развилки оврага на два, некие Нижние Елгуши. Поселения никакого и в помине нет, но мы продравшись сквозь заросли зверобоя, устраиваемся поудобней на опушке, у уступа горы. Лес здесь хороший, подножие липы, склоны и вершины гор сосновые боры. Разжигаем огонь, варим кашу с тушенкой, едим, ложимся спать под гул комаров. Столько их я никогда не видел. Потом в городе несколько дней этот гул слышал. Сожрали они нас знатно.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Утром поднялись пораньше, ибо нам предстояло за этот день дойти до Чаши и вернуться в Ширяево, чтобы утром отплыть в Самару. Отправились. Через час хода нас настиг дождь. Вместо того чтоб раздеться, мы зашли в лес. Через несколько минут ливень пробил листву, и нас окатило холодной водой, отчего промокли до нитки. Через 30 минут дождь прекратился, превратив дорогу в месиво из грязи и паломников, идущих в Чашу. Мы немного отдохнули и продолжили путь. Подошли к указателю: "Жигулевский Заповедник. Каменная Чаша" и потопали дальше. Откуда нам было знать, что надо лезть в гору. Одна радость, что через несколько км мы встретили туристов из Зольного, вымотанных еще больше нас. Они рассказали, где находится родник, и мы пошли вместе назад. Одеты они были в противомоскитные сетки, что в здешних лесах считается признаком интеллекта. Рассказывали, что идут пять дней, воды там нет вообще, даже леснику привозят раз в месяц

Про цель нашего похода я много, где читал. Пишут, что де там ТРИ родника, некоторые, что МНОЖЕСТВО, на деле все иначе и плачевней. Источник один и напоминает ТОНЕНЬКУЮ струйку воды, льющуюся из сломанного крана. На плоском участке горы стоит часовня. Говорят ее, когда-то сжигали сатанисты. Не знаю уж почему воды иссякают, то ли из-за "просто так", то ли из-за построенной "святыни", для постройки которой разрывали под фундамент водоносный склон. Паломники то же сильно все вытоптали. Граждане попы! Не объявляйте малочисленные родники Самарской Луки святыми, а то их вообще скоро не останется.

Вода вкусная. Ледяная. Внизу, под горой нечто похожее на каркас автобусной остановки совдеповских времен. Вообще, места очень красивые, но дальше воды нет до Гудронных Озер, которые лужи, и до реки уса. Возможно в чащобе и есть роднички по их не заметно. Поэтому тем кто пойдет в поход из Ширяева в Зольное это надо учитывать.

Возвращение назад обыденно. К вечеру добрались до села. Последний корабль помахал нам ручкой. Пришлось мне бегать по лодочникам, просить перевезти на тот берег, в Самару. А тогда как раз Груша! Все отказываются. Пришлось ночевать на берегу Волги, на пристани. Вроде бы нас приглашали заночевать на самой пристани, но мы с дури отказали. Это была самая холодная ночь. Жгли какое-то вонючее бревно-топляк.

Утром сели на корабль и часа через два были на Речном Вокзале, откуда на такси (не вонять же собой в транспорте) разъехались по домам.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Вообще даже в походы по Средней Волге надо ходить с умом. Во-первых, теплая одежда; во-вторых, сетка на лицо от кровососов, ибо реппеленты не помогают.

Клещей мы не встречали, но говорят, они есть. Главное знать, что КЛЕЩИ В ЧАЩОБЕ НЕ ЖИВУТ и смело идти по зарослям, а вот на опушке их можно встретить.

Народу мы практически не видели, но это видимо из-за Грушинского Фестиваля.

Палатки надо брать хорошие, а не дешевые самопальные.

Главное в лесу нож и спички (зажигалка). Остальное по вкусу.

Все.

Партнеры: Комплект тэнов для кэт kok.one. -
Сайт туристов Самары и Самарской области
© 2000 - 2018 При использовании материалов сайта ссылка на www.TrumanOutdoor.ru обязательна!