ВЫБИРАЙТЕ:

Архив
Форум
Чат
Рубрики: Отчеты; Вид похода: Лыжный; Район: Южный Урал; Продолжительность: Неделя; Дата публикации: 13/03/2007

Таганай 2006

3 - 11 февраля 2006 года

Обсудить на форуме

Еще не видели это фото? В Ширяево

Еще не читали эту статью?
Полярный Урал

Участники похода
В связи с тем что в группе было три Сергея, в тексте они будут именоваться как Сергей - Руководитель, Сергей С, и Сергей В. Кроме вышеупомянутых Сергеев, в походе принимали участие Александр, Екатерина, Леонид, Павел, Светлана и я - Роман (он же Truman)

И ещё - обещаю поменьше писать про еду - чем я грешил в предыдущих своих описаниях.

Итак...

3 февраля

Встречаемся на Самарском вокзале. Садимся на поезд. Нам "повезло" - все полки верхние. Так и блуждали по вагону в поисках места, где бы присесть.

4 февраля

Подъезжаем к Златоусту. Завтракаем стоя, потому что на нижних полках лежат спящие тела. Наполняем чаем термоса.

Непосредственно перед выходом обнаруживаю, что потерял свою флисовую шапку. Найти сразу не удалось. Решил найти запасную. Ну что такое... Вот только что видел запасную шапку, и тоже ее потерял. Злой рок какой-то. Пришлось пользоваться капюшоном.

Стоянка в Златоусте две минуты - оперативно выгружаем себя, лыжи и рюкзаки. Идем на вокзал. На вокзале повозились с лыжами, а я спросил у Леонида запасную шапку, и выпил стаканчик кофе.

Пошли на остановку автобуса - узнали что 6 и 29 автобусы идут куда нам надо. Через некоторое время подошел нужный автобус, мы загрузились в него вместе со всем нашим скарбом и благополучно доехали до конечной остановки.

Здесь уже видны горы. Идем по дороге, сначала пешком, потом некоторые из нас одели лыжи. Я тоже одел - надоело в руках нести. Подошли ко входу в национальный парк - над тропой деревянная вывеска с надписью "Таганай". Некоторое время подгоняли крепления.

В рюкзаке нашел одну из своих шапок, хоть это радует.

Пасмурно. Идет небольшой снег.

И вот мы стартовали. Пошли не по той тропе, где вывеска, а левее (западнее) - будем идти западнее хребта Таганай.

Через некоторое время перешли ручей, там сквозь снег проступала вода. Немного замочили лыжи, у некоторых участников они совершенно перестали после этого скользить.

Пересекли широкую просеку, похожую на просеку ЛЭП - но без ЛЭП. Я некоторое время тут ждал тех, кто шел сзади. Сначала подошел Леонид, а потом еще довольно долго ждали Сергея С и Светлану. Они останавливались лыжи чистить, после того самого перехода через ручей.

Дальше был довольно крутой спуск. Пытался съехать на "плуге", но рюкзак почему-то мне сильно мешает. Тогда я недолго думая сделал остановку с помощью падения и дальше спустился "лесенкой". Павел катается с этой горки, сняв рюкзак. Опять ждем отстающих.

Снова двинулись вперед, совсем немного... Передовой группой (в которой были Сергей В, Катя, Александр и я) заметили, что сзади никто не идет и решили подождать. Ждали, ждали... В конце концов я достал куртку и улегся на рюкзаке. Погода вдруг прояснилась - светило яркое солнце. Кате тоже надоело и она пошла обратно - к группе.

Оказывается, все там задержались из-за того, что Леонид сломал палку. Хотя она вроде бы и была алюминиевой, но не согнулась, а сломалась. На нее наложили "шину" и примотали веревкой. Не покупайте палок, на которых написано "Birki".

Дальше Леониду опять не повезло - у него порвался ремешок на креплении. Но тут задержка была небольшая - сзади шел я, и у меня была запасная стропа - осталось ее привязать и идти дальше.

Остановились на перекус, который у нас произошел в два этапа, так как колбаса "ехала" где-то позади нас - ее несли Сергей С. или Светлана.

Дальше нас путь пролегал по тропинке, которую когда-то протоптала лошадь. Справа стали видны скалы на вершинах Малый Таганай и Откликной гребень - здесь его склон был более пологий, чем с восточной стороны.

Откликной гребень

Потом тропа прослеживалась по разным тряпочкам и ленточкам, развешенным на деревьях. Павел топчет лыжню. Справа между елками по-прежнему мелькает Откликной гребень.

На лыжах налип снег - еле идут. На одном из привалов почистил их. Скользить по лыжне, утоптанной впереди идущими людьми, стало гораздо лучше.

Отстающих Сергея и Свету на последнем привале решили не ждать, а идти вперед и останавливаться на ночлег. А они подойдут к нам по лыжне.

Остановились на более-менее подходящем месте. Кто-то рубит дрова, кто-то разводит костер и кипятит чай, а я с Руководителем и с Катей ставлю палатку. Тоскливо было привязывать тент к палатке - он крепился множеством коротеньких веревочек, которые были отвязаны. Стойка от палатки до нас еще не доехала - она был у Сергея С. Поэтому кол пришлось вырубать из дерева. Делали перерыв на чай.

Поужинали.

Я принял участие в пилке дров. Решил, что пилой-цепочкой дрова пилить последнее дело, вот двуручка - это вещь. Вечером была очень тихая ясная погода, светила луна.

Потом постепенно улеглись спать. Дежурили у печки по часу. А на улице поднялся ветер.

5 февраля

Ночью своё время я отдежурил благополучно. А потом долго искал, кто же дежурит после меня. Разбудил почти всю палатку. Потом оказалось, что я уже должен будить утренних дежурных.

Дежурные - Санек и Катя готовили еду на костре, но при этом они забыли подкидывать дрова в печку. Разумеется, печка вскоре погасла, и мы стали неотвратимо остывать. Замерз, пока одевался, чтобы вылезти наружу.

Как оказалось, в кашу дежурные забыли положить масло. Но мы ее все равно съели.

Начали собираться. Чтобы оставшиеся люди вылезли наружу, Катя обрушила палатку. Из палатки некоторое время выбирались задержавшиеся люди, а мне пришлось долго обшаривать упавшую палатку, отыскивая разные забытые вещи и несожженные дрова. Не нести же их с собой - тем более что палатку-то нес я. В общем, Катя немножко поторопилась.

Палатку свернули и долго не могли засунуть мне в рюкзак. Все-таки силами трех человек мы ее туда запихали. Коврик внутрь уже не поместился, пришлось привязывать его снаружи. Жаль, будет цепляться за все встречные кусты и деревья.

А потом была тропежка через лес. Курс - северо-северо-восток, примерно 20 градусов. Первый бросает рюкзак, идет, топчет лыжню. За ним идут остальные с рюкзаками. Когда тропящий устает, он возвращается к рюкзаку, а тропить начинает следующий за ним.

Время от времени, когда лес расступается, сзади видны скалы Откликного гребня. Слева видна Магнитка - дымится заводская труба. Погода хорошая, видно далеко.

Уральская тайга зимой

Так и двигались мы по склону, периодически падая в снег. Через некоторое время увидели впереди перевал и возвышающуюся гору. Была мысль, что до этого мы шли по склону Круглицы, а впереди - уже Дальний Таганай. Но как всегда, радужные надежды не оправдались - впереди была ещё только Круглица, до которой нам идти и идти.

Неожиданно мы повстречали лыжню, но как оказалось, она вела на вершину Круглицы. А на вершину нам было не надо.

Мои флисовые перчатки превратились в куски льда - оттого что они постоянно попадали в снег, когда я падал, и промокали. Начали мерзнуть руки - мокрый флис греет, а вот замороженный - не очень. Вместо перчаток надел флисовые варежки, которые собственноручно сшил перед походом, а поверх них - брезентовые рукавицы. Рукам стало тепло. Сразу почувствовал себя человеком.

Пообедали на границе курума, и пошли дальше вдоль кромки леса. Там, где наш путь пошел по камням, сняли лыжи. Я прикрепил их по бокам рюкзака, и нес "троллейбусом".

Наконец-то мы обошли Круглицу. Надо было спускаться на заросший лесом перевал. Надели лыжи, спустились. Опять утаптывали место, ставили палатку, пилили дрова, готовили ужин...

Кол в палатке на этот раз был дюралевый, из труб каркаса байдарки. Он не выдержал тяжести развешанных для сушки ботинок и вещей и стал сгибаться. Привязали к нему две лыжи.

Потом стала рушиться печка. Подсовывали под нее дрова, поправляли трубу.

Внутренности палатки

Все эти катастрофы случились, пока Санёк дежурил у печки. Неспокойное было у него дежурство.

6 февраля

Нас с Сергеем-Руководителем разбудили пораньше - мы дежурим с утра.

Когда разводил костер, подумал, что с помощью оргстекла зажгутся любые деревяшки. Оказывается, это не так. Поэтому мне пришлось разводить костер два раза - второй раз уже более-менее по-умному дрова клал.

Позавтракали, собрали лагерь, опять кое-как запихали палатку мне в рюкзак и пошли. Тропили лыжню - сначала немного вниз, потом горизонтально, а потом постепенно пошли вверх, на Дальний Таганай. Где-то на этом подъеме перекусили.

Снега в этом году на Урале было всего лишь по пояс

Подъем стал круче - пришлось подниматься зигзагами. И вскоре вышли к скалам - похоже, это "Три брата". В общем-то, можно сказать - вершина Дальнего Таганая. Посмотрели прямо на север, на домик метеостанции, который был совсем недалеко - примерно в километре, и практически на одном уровне с нами, посмотрели направо, на Ицыл, а потом пошли налево, в обход Дальнего Таганая.

Санек, Сергей В, Павел, Катя
На Дальнем Таганае - Санек, Сергей В, Павел, Катя

Сначала по границе леса и курума идти было легко, но потом все-таки пришлось свернуть в лес, так как он рос высоко по склону, не лезть же вверх, чтобы обойти? Опять пришлось топтать глубокий снег. Прошли еще немного, и остановились на ночлег.

У меня мерзнут руки. Варежки, в которых я шел, превратились в лед, а перчатки я не досушил, потому что дежурил, и сушить их было некогда. Пытаюсь отогревать варежки на себе, засунув их за пазуху.

Пару раз за вечер были сильные, но короткие снегопады.

Ноги у меня тоже мерзнут - я как-то умудрился их промочить. Пошел в палатку, выжал носки. А на дежурстве досушивал вещи.

7 февраля

Как-то холодно было - может быть потому что вчера померз. Утром надел оба своих свитера и теплые штаны, постепенно отогрелся.

Опять долго собирали палатку, и опять с большим-пребольшим трудом запихнули ее в рюкзак. На привале забыл пилу-цепочку - ту самую, которой мне не понравилось пилить после двуручки.

И опять топчем снег - сначала по лесу, потом выше... То лес, то курум... Наверху дул довольно сильный ветер. Вроде бы он в спину... Но я постепенно почувствовал, что в тонких варжеках у меня просто дубеют руки - варежки-то были мокрые из-за периодических падений в снег, и на ветру они быстро становились ледяными. А теплые варежки, которые я еще не надевал в этом походе, лежали у меня в рюкзаке. На ветру снимать рюкзак и доставать варежки не хотелось - оставалось только ругать себя за то, что не положил их поближе.

Некоторое время мы лезли наверх - обходили скалы, думая, что за ними наш путь будет удобнее. Но мы ошиблись - за скалами был довольно крутой склон. Но зато здесь мы были закрыты от ветра. Я снял рюкзак, достал варежки, надел их - и некоторое время чуть не прыгал от боли, пока руки отходили.

А от этих скал мы опять видели домик метеостанции, примерно с такого же расстояния, как и вчера, но с другой стороны. Эти скалы оказались одной из вершин Дальнего Таганая - в общем, за полдня мы продвинулись в лучшем случае, на пару километров.

Павел, Сергей В, Леонид, Светлана, Сергей-Руководитель, Сергей С, Truman
Опять Дальний Таганай - Павел, Сергей В, Леонид, Светлана, Сергей-Руководитель, Сергей С, Truman

На Юрму мы, скорее всего, уже не успевали. Решили спускаться вниз, идти по просеке на восток до ЛЭП - мы тогда еще не знали, что она уже не существует - и по ЛЭП уже возвращаться.

И мы начали спускаться. Приходилось делать зигзаги, я на всякий случай часто спускался лесенкой - не хотелось лишний раз падать, а то с рюкзаком вставать небольшое удовольствие. Но, тем не менее, падал часто. Остальные по числу падений от меня не отставали, а может даже и превосходили. Когда я уж очень неудачно заехал куда-то лыжей, вылетела нога из крепления - первый раз за поход. А вообще Новосибирские крепления держали ботинок достаточно надежно.

Спустились. Пока ждали Сергея и Свету, развели костер, вскипятили чай, чтобы напиться его вволю. Кроме обычного нашего меню на перекус, доели сушеную рыбу, которую вез Сергей В. Вообще мы эту рыбу должны были съесть в поезде... Но не съели.

Как-то незаметно мои лыжи стали использоваться в качестве стола - на них ставили кружки с чаем, клали еду. А так как лыжи были надеты на меня, я не мог никуда шагнуть. Пришлось есть в неподвижном состоянии.

А потом мы пошли дальше, на север. Сначала я пытался идти по лосиному следу (лежку лося мы видели перед привалом), думая что лось не дурак, и идет самой удобной дорогой. Но я не учел того, что лось бревна перешагивает, а мне их приходилось с трудом перелазить.

Через некоторое время мы повстречали просеку и пошли по ней на восток, но недолго - просека исчезла. Растворилась в лесу. Пошли дальше на восток, пересекли еще пару просек и остановились на ночлег.

8 февраля

Сам я выспался отлично - но не все выспались. Дежурные утром долго не могли разбудить народ... А им надо было котлы чистить. Санек предложил тем, кто опоздал к завтраку, накладывать еду прямо в снег. Но дежурные так не поступили... Кажется.

Ночью шел сильный снег, и палатка местами обледенела. Все, что лежало вплотную к стенкам палатки - примерзло к ним. Спальники примерзли. Валенок Санька примерз. Оставшиеся дрова примерзли - еле их отодрал, когда палатку складывали.

Сегодня палатку свернули и потуже обвязали ее собственными оттяжками. Она стала похожа на тело, завернутое в тряпку. Как всегда, из-за того, что палатка с трудом запихивалась в рюкзак, вышел позже всех. Но довольно быстро догнал группу.

Когда пришел мой черед тропить лыжню, подумал, что могу измерить пройденное расстояние. Прикинул, что один лыжный тропящий шаг у меня длиной примерно полметра... И надо просто посчитать шаги!

Тропил, тропил... Устал... А оказывается протоптал всего 650 метров! Да, скорость передвижения по глубокому снегу не слишком велика, даже несмотря на то что в этот день мы шли по просеке.

Когда мы обедали, снег шедший все утро вдруг кончился, небо прояснилось, выглянуло солнце и тут же резко похолодало. Видимо, от резкой смены температуры я стал немного подмерзать, и пошел тропить лыжню. Опять считал шаги. Протропил 800 метров, и вышел на снегоходные следы... А дальше просека выходила к Киалимскому кордону.

Мы решили немного подняться вверх по склону на гору Ицыл, и остановиться на ночлег на склоне. А завтра, оставив разболевшихся простуженных участников похода в лагере, сходить на вершину Ицыла, а потом возвращаться.

Потом стала рушиться печка. Подсовывали под нее дрова, поправляли трубу.

Наша палатка снаружи

Катя на этом участке шла впереди и тащила нас наверх - она говорила, что где-то там впереди будет ровная площадка. Но мы остановились пораньше. И правильно сделали. Как оказалось на следующий день - относительно горизонтальное место было только на вершине.

Вечером опять шел снег.

9 февраля

Ночью у меня опять мерзли руки, во сне даже показалось, что они уже превратились в лед. Но на самом деле все было не так плохо.

За завтраком я вдруг ощутил, что мне не хватает мяса. Предлагал варить сладкую кашу с мясом... А что?... Но никому эта идея не понравилась. Попил чай, отогрелся после ночи. Все-таки печка рассчитана на палатку меньшего размера - эту она не может сильно нагреть.

Повытаскивали лыжи и палки из палатки - они использовались в качестве кольев - и пошли на восхождение. В лагере остались Сергей С, Светлана и Леонид.

По довольно крутому склону - где на палках, где зигзагами, где елочкой поднимались наверх. Там, где лес заканчивался, я поглядел назад и увидел облако, своей формой очень похожее на гору. Чуть позже оказалось, что это и была гора - Дальний Таганай.

Поднимаемся на Ицыл

Оказывается, дул сильный ветер. В лесу-то ветер не чувствовался, а чем выше мы поднимались, тем все более сильным он становился. Сворачиваем и идем по реденькому лесу, чтобы он нас хоть немного закрывал от ветра.

Этот лес продолжался почти до вершины - где мы выбрались на скалы. Здесь ветер, перетекающий через вершину, очень сильный. Мы спрятались за скалой, я обвязал шарфом лицо. Заметил что у Сергея Руководителя начинают белеть щеки и нос - вовремя успел сказать ему об этом.

Сделали несколько снимков. Жаль что у цифровика, который мне доверили, сели батарейки, видимо от холода, несмотря на то, что я старался держать фотоаппарат под одеждой. Фотографии на пленке тоже почему-то не получились... Может быть пленочный фотоаппарат тоже замерз?

Потом спускались в лагерь - и хотя без рюкзака идти гораздо проще, все равно я неоднократно шлепнулся на крутом спуске.

В лагере пообедали супом и колбасой. Собрались... Палатка, обмотанная ремнями, неожиданно легко влезла в мой рюкзак. И термос со спальником тоже поместились в рюкзаке - до этого приходилось их отдавать другим. Вот только-только приспособился к объему снаряжения - а поход уже заканчивается.

Спустились вниз, к Киалимскому приюту. Вот это был спуск! Крутой склон, слалом между деревьями, и рюкзак за плечами. То и дело раздавались крики упавших. Не обошлось и без сломанных лыж - я правда об этом потом узнал.

Была мысль за сегодняшний день дойти до Златоуста, пусть даже в темноте - туда шла дорога, накатанная снегоходами. Вариант с дневкой сегодня, а в Златоуст идти завтра был не принят. Похоже, людей поход стал уже напрягать.

Прошли табличку, на которой было написано - 2 км до Киалимского кордона, 6 км до приюта Таганай. Ещё через два часа дошли до Таганая - да, 3 км/ч - невелика у нашей группы скорость. Какой уж там Златоуст... Решили тут же, в приюте и переночевать.

Хромой дед - сторож, дежурный по кордону, не знаю, как назвать его должность - был не особо рад гостям, свалившимся неожиданно на его голову. Похоже, он был любителем одиночества. Я бы конечно был бы за вариант ночевки в палатке - или уж сразу идти до Златоуста, раз уж так решили. Мне не хотелось ночевать в избе, почти не натопленной, с не слишком радушными хозяевами... Но не все в нашей группе чувствовали то же самое.

Еще в приют подошли трое уфимцев.

Дед попросил нас поколоть дрова - но тут мы посрамились. Лежало несколько толстенных поленьев, причем не ровные, а сучковатые, которые никак не хотели колоться. То ли дело елки, которые мы спиливали.

Мы поужинали, деду тоже предлагали - но он отказался, сказал, что у него все есть. Сказал, чтобы мы завтра принесли ему спиленную березу.

Ночь была морозной. 10 февраля

Честно говоря, ночевать в палатке мне было гораздо комфортнее чем на кордоне.

Утром для экономии времени завтрак решили не делать. Я этим страшно недоволен - ради экономии часа времени не завтракать? Ну куда деваться... Пришлось обойтись курагой и куском колбасы.

Солнечная морозная погода. Принесли деду березу. Сегодня дед был в гораздо более хорошем настроении, чем вчера. Наш Руководитель разговорился с ним, он спрашивал про каких-то знакомых в Самаре.

Пошли по снегоходной дорожке. Хотя и спуск, но не крутой - все-таки надо идти. Только в нескольких местах получилось скользить, отталкиваясь палками.

Пересекли каменную реку с каменным притоком и остановились на полянке ждать остальных - сначала пришел Павел, потом я, потом Санёк. Остальные подтягивались медленно, и я решил сходить на разведку.

Каменная река зимой

Увидел местного лыжника, от него я узнал что мы дошли уже до Большой Тесьмы, и до Златоуста совсем близко. Можно пойти прямо, через кордон - а можно взять немного в сторону и выйти ближе к вокзалу.

Когда все подошли, к нам на снегоходе подъехала инспекция. Пообщались с ней... И пошли дальше, на ту же самую остановку автобуса, откуда мы начинали свой путь.

Финиш!

Дальше не интересно - сели на автобус, доехали на вокзал, искали столовую - нашли кулинарию... Ждали поезд, который отвезет нас в Самару.

Партнеры: Народные средства от пигментных пятен на руках www.lightcream.ru.
Сайт туристов Самары и Самарской области www.TrumanOutdoor.ru 2000 - 2010. При использовании материалов сайта ссылка на www.TrumanOutdoor.ru обязательна!